Анастасия Першина
Конспект занятия на тему «Обереговая кукла День-Ночь» с использованием пропедевтики
▼ Скачать + Заказать документы
Составил воспитатель: Першина Анастасия Андреевна
Конспект занятия на тему «Кукла День-Ночь (обереговая)» с использованием пропедевтики.
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День, а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Публикация «Конспект занятия на тему „Обереговая кукла День-Ночь“ с использованием пропедевтики» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Цель: Продолжать знакомство и приобщение детей к народной культуре, знакомство с русскими народными традициями, закрепление навыков работы с тканью и нитками; развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, мышления, диалогической речи, самостоятельности, умения рефлексировать, воспитание чувства эмпатии, доброжелательного взаимодействия.
Задачи:
- Познакомить детей с историей народной игрушки День - Ночь.
- Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук.
- Корригировать внимание, память.
- Воспитывать уважение к народным традициям.
Пропедевтика проектных и исследовательских понятий и умений: понятия проблемная ситуация, проблема, план-схема, рефлексия; умения работать по плану-схеме изготовления поделки, рефлексировать.
Оборудование:
Фотографии, инструкционные карты изготовления, образец куклы день – ночь.
Раздаточный материал:
Пряжа черного (синего) и белого цвета;
шаблоны из картона (размер шаблона зависит от размера куклы).
- Комплект тканей для изготовления куклы
- Инструкционная карта (План)
Инструменты и материалы: нитки, ножницы.
Ход ООД:
I. Организационный момент:
- проверка готовности к занятию.
Ребята сегодня мы с вами знакомимся с таинственным и загадочным миром народной куклы.
Куклы делились на три большие группы:
обрядовые, игровые и обереги.
Обрядовыми называются куклы, которые использовали при совершении какого-либо обряда. Например свадьба.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Обереги. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.
II. Знакомство с историей народной игрушки, погружение в тему
- В Древней Руси люди играли в кукол. У каждого народа были свои куклы. В крестьянских семьях была тряпичная кукла. А еще были куклы – обереги, они оберегали жилище и маленьких детей от всех бед и напастей. Мамы и бабушки изготавливали кукол детям, Они в них бережно играли до тех пор, пока сами не могли изготовить свою куклу. Одной из таких кукол была вот такая (показывает куклу День-ночь).
Послушайте меня внимательно и вы узнаете почему она так называется:
Народная кукла День - Ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его жильцов, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Ее помещали на кухне, вешали у окна. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая, вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его. Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали.
Предъявление проблемной ситуации
- Как вы думаете, как эта кукла называется? (ответы детей).
- Эта кукла – День-ночь. Какая из них день? А какая ночь? (ответы детей).
- Кукла День – выполнена из светлой (белой) ткани, а ночь из… (темной).
- Раньше люди выставляли днем куклу День, чтобы она оберегала их жилище, а ночью – куклу Ночь.
- А что мы можем с вами сделать, чтобы защитить наш дом? (проблемная ситуация)
- Мы можем с вами сделать куклу – оберег.
- Хотите научиться делать эту куклу?
- Сегодня я предлагаю вам сделать куклу, которая называется ДЕНЬ – НОЧЬ. (наглядны пример)
III. Обсуждения условий всевозможных и необходимых действий.
- Из чего мы будем делать куклу? Из ниток
- Что нам еще понадобиться для работы? (ножницы, картон)
Воспитатель проговаривает с детьми все этапы работы:
- наматываем нитку на картон
- связываем сверху пучок, делаем голову
- изготавливаем ручки
- вставляем ручки в туловище
- делаем талию, разрезаем края
- для куколки девочки делаем юбочку, для куколки мальчика делаем брючки.
IV. Предъявление плана - схемы для работы:
- Посмотрите на доску. На ней вы видите план изготовления наших кукол от начала до конца работы.
- С чего мы будем начинать? (наматывать нитку)
Если вы будете внимательно следить за планом и действовать строго по схеме, то у вас все получится.
V. Работа по плану – схеме.
На каждом столе лежит инструкционная карта (план)
- Каждый может выбрать кого он будет делать: мальчика или девочку. Между собой решите кто будет сматывать нитку, кто завязывать ручки, голову и туловище.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога, оказание посильной помощи.
Схемы изготовления кукол:
VI. Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались? (изготавливали кукол)
- Как она называется?
- С чего мы начали свою работу?
- Что делали следующим этапом?
- Что нужно было сделать, чтобы она кукла стала девочкой, а другая мальчиком?
- Расскажите, что было самое трудное в работе?
Молодцы ребята, поработали отлично. Теперь у вас есть свои обереги.
Выставка детских работ.