Юлия Ломакина
Занятие по народной культуре «Кукла «День и Ночь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
___
142530, ул. Ухтомского, д. 3, г. о. Электрогорск, Московской обл.
тел. 8(49643)3-29-55
Email : mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru
Проект «Знакомство с народным календарем».
Публикация «Занятие по народной культуре „Кукла „День и Ночь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Занятие по ознакомлению с народной культурой в старшей группе № 1 «Кукла народного календаря «День и ночь». Сентябрь.
Воспитатели: Ломакина Ю. В. ,
г. Электрогорск 09.2018 г.
Цель: познакомить детей с круговым календарем народной куклы и куклой первого осеннего месяца.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с историей создания народного календаря, народными приметами сентября, народной куклой – символом сентября «День и ночь».
развивающие:
- обогащать представления о сезонных изменениях в жизни людей осенью, расширять знания о разнообразии народных кукол, развивать умения работать с бумагой в технике «Оригами».
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, развивать умение работать самостоятельно, получать эстетическое удовлетворение результатом своего труда.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация, образцы народных игрушек и игрушек ручной работы, наборы лоскутов ткани (по количеству детей) для изготовления кукол, синтепон, шпагат.
Закрепление словаря: народный календарь, земледельцы, животноводы.
Расширение словаря: кукла сентября «День и ночь».
Предварительная работа:
-просмотр презентаций о различных видах народно - прикладного искусства, видах народной куклы (обрядовая, обереговая, игровая, росписная, просмотр видео о процессе изготовления народной игрушки;
- чтение программных произведений – сказка из сборника А. Н. Афанасьева «Баба Яга», «Зимовье», «Заюшкина избушка», С. Михалкова «Три поросенка»)
-беседы об осени, разучивание пословиц и поговорок об осенних народных примета.
Ход:
(дети находятся в минимузее детского сада «Русская изба»)
Воспитатель:
Поговорки и скороговорки,
Именины и крестины -
Всё пришло из старины
Из далёкой глубины.
(здоровается с детьми и рассаживает их полукругом)
Воспитатель: - Мы калядовать ходили?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Хоровод весной водили?
«В небе жаворонок» пели?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А в крестьянской – то избе (показывает рукой,
Знаем что теперь и где (обводит рукой музей, привлекая внимание детей к годовому кругу).
Воспитатель: (присаживается напротив детей на стульчик)
- Давно вас дожидаюсь, к встрече с вами я готовилась. Посмотрите как у меня празднично и нарядно, тепло да уютно.
- Сегодня я приглашаю обсудить,
Как на Руси жили,
Осенние обряды водили.
Воспитатель: Есть у русского народа праздники, которые называются календарными. Они самые древние из всего богатства, которое наши деды и прадеды пронесли через столетия и передали нам. В старину на Руси люди жили в деревнях, в избах. Занимались в основном земледелием (возделывали землю) и животноводством (выращивали скот). Тогда люди были намного ближе к природе, наблюдали за ней, так как от этого зависела их жизнь и благополучие. Народ создал множество примет, по которым люди ориентировались и знали, когда пришло время сеять, до какого времени нужно собрать урожай, какая будет зима, урожайным ли будет лето…
Воспитатель: - Дети, встаньте пожалуйста в круг.
Физкультминутка «Осень».
Ходит осень по поляне, дети идут за руки по кругу;
Машет желтой кистью. остановились, махи вверху руками;
Ветерок сдувает в кучи наклонились, руками махи вперед;
Золотые листья. покружились и присели, встали, потянулись
вверх на носочках, потрясли вверху руками.
Воспитатель: - Осень в этом году знатная – урожаем богатая. Поспели овощи, фрукты. О зиме пора подумать. Запасы делать. Скажите, а какие запасы на зимний период времени сделали ваши мамы, бабушки?
Дети: - Мамы засолили огурцы, помидоры, сварили варенье и компоты, салаты (Возможные ответы детей).
Воспитатель: - Дети, а кто из вас знает пословицы про приметы сентября? ( Возможные ответы детей:
Сентябрь пахнет яблоками)
Воспитатель: - Ай да молодцы – как солёны огурцы! Шутки шутками, а работа ждёт. Обратите внимание на круговой календарь народных кукол. Сентябрь на нем отображен двуликой куклой «День и ночь». Я хочу, чтобы вы подумали и вспомнили сказки «Три поросенка» и «Зимовье», и сказали, как изменилась жизнь героев с приходом осени?
Дети: - Звери стали мерзнуть и строили себе домики (Возможные ответы детей).
Воспитатель:- Правильно, молодцы. А кто мне скажет, когда длиннее световой день, зимой или летом?
Дети: - Летом дни длиннее (Возможные ответы детей).
Воспитатель: - Правильно. Осенью, с приближением зимы, дни становятся короче, а ночи длиннее, начинает холодать. Поэтому в старину люди решили на народном календаре отметить сентябрь как «День и ночь», чтобы не забыть, что наступила осень и следует готовиться к зиме. А надо как готовиться к зиме?
Дети: - Собирать урожай, убирать в закрома. Делать соленья и варить варение (Возможные ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! Я предлагаю вам пройти в группу и попробовать изготовить своими руками из бумаги куклу «День», как это делали в старину из подручного материала.
Продуктивная деятельность детей по изготовлению народной куклы.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие в «Народную избу»? О каком времени года мы с вами говорили. А о каком месяце? Какой куклой отображен этот месяц на народном календаре? Почему народ выбрал именно эту куклу? Как называется кукла, которую сделали вы? О чем нам нужно помнить с приходом осени?
Вы все постарались, вы большие молодцы. Я предлагаю сходить в музей вместе с вашими куклами, сфотографироваться и еще раз внимательно рассмотреть народный календарь. Кукол вы можете забрать себе домой.