Белосохова Наталья Валерьевна
Конспект занятия по изучению космоса в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
• Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королёве. Расширять кругозор детей, развивать память и внимание.
• Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.
Публикация «Конспект занятия по изучению космоса в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.
Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретом Ю. Гагарина, космическими кораблями и аппаратами, макет «Солнечная система».
Предварительная работа:
Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Выход в открытый космос» и тд., чтение художественной литературы по теме Я. К. Голованов «Дорога на космодром», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк :
В небе чёрном, бархатистом Звёзды яркие блестят.
Ночь мерцаньем серебристым Украшает свой наряд.
Свет таинственный, далёкий, Призывая и маня,
К устремлениям высоким В небеса зовёт меня.
Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.
В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.
Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королёва, гениальным инженерам-конструкторам.
Ну и конечно главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина)
Кто же это космонавт?
Он пример для всех ребят,
Все зовут его героем
Он гордо звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Новому учиться.
А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам? (Да) Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков.
Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)
Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)
«Луч» написано на нём
Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)
Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)
К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)
4-3-2-1 – Мы взлетаем
И летим (поднимаемся на носочках)
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза
Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!
(включается космическая музыка)
Дети открывают глаза.
Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?
Ночью горят, а днём они спят
В чёрном небе, до зари
Тускло светят фонари
Фонари-фонарики,
Меньше, чем комарики (звёзды).
Звезды, которые мы наблюдаем, различаются как по цвету, так и по яркости свечения. Яркость звезды зависит как от ее массы, так и от расстояния до нее. А цвет свечения зависит от температуры на ее поверхности. Самые «холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие – голубоватый оттенок. Белые и голубые звезды — наиболее горячие, их температура выше, чем температура Солнца. Наша звезда Солнце относится к классу желтых звезд. (показ иллюстраций)
Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие. А про что эта загадка?
Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает (Солнце).
(Показ иллюстраций.)
Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).
Вот еще одна загадка.
Бегают вокруг огонёчка
7 сыночков и 2 дочки
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они (планеты).
Воспитатель – Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется солнечной системой. Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля. Вокруг него вращаются все планеты, их спутники, а также кометы и метеориты. Оно в миллион раз больше Земли. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 149,6 млн. км. Световой луч доходит до Земли за 8 минут.
Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.) А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)
В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)
Физкультминутка «Невесомость»
Воспитатель – Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте). Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор.
Крохотулечка-планета
Первой солнышком согрета
И проворна - год на ней
88 дней (Меркурий)
Воспитатель – Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).
Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она
Да и горячей планеты в Солнечной системе – нет! (Венера.)Почти вся Венера покрыта лавой. Не добралась она только до вершин, которые были выше планки лавового потопа. Сейчас возвышенности принадлежат к самым старым объектам на Венере из видимых на поверхности. Тессеры — так называются эти вершины — все испещрены пересекающимися трещинами. С высоты птичьего полета они напоминают черепицу или деревянный паркет.
На планете чудеса:
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере:
Дышат люди им и звери. (Земля.)
Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия? Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей почему её надо беречь и от чего.)
Эту планету узнаешь легко,
Красного цвета там больше всего,
Воздуха нет, и воды не сыскать,
Шоколадный батончик её именем звать!
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)
Похож больше, чем другие планеты Солнечной системы. Например, один день на Марсе длится также 24 часа, как и у нас на Земле. Но есть и существенное отличие. Для того, чтобы обойти вокруг солнца, «Красной планете» требуется в 2 раза больше времени чем Земле. То есть, это говорит о том, что год на нем длится 687 земных дней. Летом на Марсе температура поднимается до 20 градусов по Цельсию, что также вполне сопоставимо с температурой на Земле. А вот зимой она может падать до -130 градусов по Цельсию, что как вы сами понимаете – невероятно холодно.
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неё есть 4 спутника. Юпитер вращается вокруг Солнца по орбите, которая отстоит от нашего светила в пять раз дальше, чем орбита Земли. На то, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца по такой далекой орбите, у Юпитера уходит почти двенадцать земных лет.
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин
(Сатурн.)
Воспитатель – Обратите внимание, сколько на нашем макете вращается планет? (ответы детей) А какие планеты мы не назвали.
Кто из вас знает, как называются планеты, находящиеся на этих орбитах? (ответы детей)
Давайте назовё м эти планеты: Уран и Нептун. С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.
(Показ иллюстраций.)
Воспитатель – Ну что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.
Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждёт она в тревоге,
Чтоб мы её спасли,
Обнимем нашу Землю,
Как маму обнимаем,
И защитим, как маму
От горя и беды!
Воспитатель – Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!
В заключение была выполнена коллективная работа солнечная система.