Михайлова Наталья
Конспект занятия на тему «Дифференциация [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «Дифференциация «Ш-Ж».
Михайлова Н. В., учитель-логопед, г. Тарко-Сале
Цель занятия : Закрепить знания о согласных звуках. Развивать умение дифференцировать звуки и буквы «ж-ш» изолированно, в слогах, в словах; соотносить звуки с буквами. Познакомить детей со сравнительной характеристикой «Ж-Ш», нормами их артикуляции. Продолжать развитие фонематического восприятия и слуха. Продолжить развивать мелкую моторику рук, сопряжённую с речью; закреплять умения проводить самомассаж и упражнения для профилактики зрительного утомления.
Публикация «Конспект занятия на тему „Дифференциация [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Оборудование: предметные картинки, фигурки жука и букашки, таблица для характеристики и артикуляции звуков, схемы, корзинки и ягоды, буквы «ж-ш», тарелки с крупой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
• Самомассаж. Упражнение «Мы - скульпторы» (стоя).
-массаж головы
-лица
-ушей
-шеи
-грудной клетки
-живота
-рук и пальцев
-Встряхнём водичку с рук, полетели брызги с рук, выглянуло солнышко, и заблестели капельки, появилась радуга на небе. Потянем руки к радуге, улыбнёмся ей. С хорошим настроением садимся на занятие.
• Гимнастика для глаз.
-Упражнение: «Пол-потолок-дверь-окно». Дети по заданию логопеда смотрят в данном направлении, не поворачивая головы.
-«Упражнение с ручкой». Дети на расстоянии вытянутой руки, смотрят на кончик ручки, затем переводят взгляд на логопеда.
-«Не оторви взгляд». Дети без отрыва смотрят на кончик ручки, которую приближают к себе, отдаляют от себя на расстояние вытянутой руки.
• Пальчиковая гимнастика.
Пальцы - дружная семья, (Соединяем пяльцы поочерёдно).
Друг без друга жить нельзя.
Мы рога козы покажем (Пальцы поднимаем к голове).
И рога оленя даже. (Пальцы широко расставлены).
И про зайку не забудем
Ушками водить мы будем (Два пальца загибаем и двигаем «ушками»).
Чтобы чётко говорить-
Надо с пальцами дружить. (Поочерёдно соединяем большой и указательные пальцы).
2. Знакомство с темой.
-На занятии у меня будут помощники. Вы согласны? Это жук и букашка. Но только вы должны угадать, как их зовут по первым звукам картинок (жук, облако, ромашка, арбуз –Жора, матрёшка, ананас, шарф, апельсин – Маша).
-Угадайте, на какой звук я «надавливаю» голосом? Жук Жора – «Ж», букашка Машка – «Ш».
-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
-Рассмотрим эти звуки и разберём, чем они похожи и чем отличаются.
• Артикуляция звуков
• Характеристика звуков (по таблице).
3. Работа со звуками.
А) - Любимая игра Жоры и Маши – «Топни-хлопни». Хотите поиграть?
(Если услышишь слово со звуком «Ж» - хлопните в ладоши, если «Ш» - топни ногой).
Слова: жёлудь, книга, рубашка, ландыш, ручка, сани, кожа, телефон, пошёл, зуб, чайник, пробежал).
Б) - Натопались и нахлопались. Пойдёмте в лес, на свежий воздух, погуляем, ягодки соберём. Вот корзинки – вот картинки. Нужно разложить ягоды по корзинам. В одну корзину картинки в названии которых есть звук Ш, в -со звуком Ж.
Картинки: лыжи, жук, жираф, шкаф, шарф, груша, машина, ножницы, ножик, крыжовник, кувшин, кошка, лошадь.
В) - Жук и букашка очень любят повторять чистоговорки. Проведём для них речевую зарядку с движениями рук.
Ша-ша-ша - эта чашка малыша.
Жа-жа-жа - эта чашка для ежа.
4. Работа с буквой.
- Звук «Ш» на письме обозначается буквой «ша», звук «Ж» - буквой «же».
-Упражнение «Буратино». Вытягиваем «носик» и пишем буквы «ш» и «ж».
-Работа с крупой. Написать буквы Ш и Ж.
Физминутка.
Психогимнастика.
Упражнение «Шалтай-балтай».
А) Шалтай-балтай Сидит на столе
Шалтай-.балтай Свалился во сне.
Дети стоят расслабленно, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно. Слегка ударяют по пояснице, в области почек.
Б) Упражнение «Остров плакс и остров смешинок». (Сначала всхлипывание, затем смех)
5. Работа в тетради.
а) Распределить данные слова в два столбика. В первый столбик слова с буквой «Ш», во второй – с «Ж».
Слова: жираф, машина, пижама, ёж, малыш, шкатулка, жёлудь, букашка, шуба, этажи.
б) Работа с чистоговоркой (списывание или запись под диктовку).
От шутки не жутко.
Малышка Луша упала в лужу.
Шура любит крыжовник, а Женя – груши.
Подчеркнуть букву «Ш» одной чертой, а букву «Ж» - двумя.
6. Итог занятия.