Светлана Исламова
Конспект занятия «Мой родной язык» для старшего дошкольного возраста (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой родной язык»
старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Публикация «Конспект занятия „Мой родной язык“ для старшего дошкольного возраста (6–7 лет)» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры своего народа и народов мира. Формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста. Формировать бережное отношение к родному языку. Способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
Образовательные: Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов. Разъяснить понятие родного языка.
Развивающие: Углублять и расширять представление детей о странах Европы; познакомить с достопримечательностями, языком этих стран.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.
Материал: Слайдовая презентация, фонограммы языков, карта мира, картинки по теме.
Ход занятия:
Игровое упражнение «Улыбка».
(Развитие коммуникативных навыков. Вовлечение детей в учебную деятельность.)
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел мальчик Петя. (кукла, картинка)
Давайте с ним поздороваемся.
Как мы можем поздороваться с Петей?
Дети: Здравствуй, Петя; Доброе утро, Петя
Петя: Привет, ребята!
Воспитатель: Петя, ты пришел к нам в гости и мы очень рады тебя видеть. Но что то ты Петя не очень рад? Что у тебя произошло?
Петя: Сегодня утром, я услышал от мамы, как она сказала «мой родной язык». Это что значит, у нее есть кто то роднее : меня, папы, моей сестренки, бабушки и дедушки. и это кто то, какой то родной язык?
Я хотел у нее спросить, но она спешила на работу, а мне так не терпится узнать, как язык может быть родным.
Может быть вы мне поможете с этим разобраться?
Воспитатель: Конечно Петя мы тебе поможем, я расскажу тебе и ребятам, что такое родной язык и почему он для нас родной.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для этого нам нужен очень быстрый транспорт.
Попробуйте отгадать на каком транспорте мы с вами будем путешествовать.
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит
В дальние страны уносит людей…
Это не голубь и не воробей.
Дети: Самолет
Воспитатель: Правильно ребята, самолет очень быстрый и мы сможем на нем долететь очень быстро. Если мы отправимся на поезде или машине, то это очень долго, и мы не успеем сегодня вернуться в детский сад.
А полетим мы с вами в соседние страны.
Скажите, мне, а как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, ребята, наша страна называется - Россия.
Посмотрите, ребята, это карта. (Показ карты - Евразии)
На ней разными цветами изображены страны. А это - наша Россия. Каким цветом обозначена наша страна?
Дети: Розовым
Воспитатель: Правильно, розовым, посмотрите какая она большая по сравнению с другими странами. Вот сейчас мы и отправимся с вами на нашем самолете в соседние страны. Первая страна куда мы полетим называется Финляндия.
Проводится игра «Самолеты»
Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков: «Внимание, к полету приготовились, завести моторы!» Все дети повторяют за воспитателем движения рук. После слов воспитателя: «Полетели» дети разводят руки в стороны. И начинают бегать в разных направлениях по всей игровой комнате. Далее после слов: «на посадку» все дети возвращаются к своим стульчикам.
Вот мы и в Финляндии. Людей, которые родились и живут в Финляндии называют финнами. Мы с вами прилетели в столицу Финляндии, город Хельсинки. Давайте пройдемся по площади и послушаем о чем говорят финны.
- Включается финская речь со слайдами на интерактивной доске (достопримечательности Хельсинки)
Ребята, вы что нибудь поняли из этого рассказа?
Дети: Нет
Воспитатель: И я ничего не поняла, о чем говорят жители Финляндии.
А как вы думаете, почему мы их не понимаем?
Дети: Потому что они говорят на не понятном нам языке.
Воспитатель: Правильно, ребята. А язык на котором говорят фины, называется — финский.
Финляндия — это удивительная и прекрасная страна!
Показ слайдов:
Здесь Санта-Клаус — Йоулупукки, а баню сауной зовут.
Морошку, клюкву и бруснику в лесах, болотах соберут.
В лесах — медведи, лоси, лисы, а в водах — семга, сельдь, форель.
И быстро пролетает лето. Кружит за окнами метель.
На лыжах можно здесь кататься, но лишь весна растопит снег,
Как злаки на полях восходят, их в зиму сеял человек.
А летом тучные коровы траву задумчиво жуют,
Чтоб маслом сливочным гордился трудолюбивый финский люд.
А еще в Финляндии можно наблюдать замечательное природное явление — северное сияние.
Упражнение на релаксацию «Северное сияние»
Воспитатель: Давайте отдохнем и посмотрим на прекрасное северное сияние. Расслабьте руки, ноги и спокойно наблюдайте.
Воспитатель показывает слайды с изображением северного сияния, включает спокойную музыку.
Воспитатель: Давайте скажем по фински до свидание — этой прекрасной стране,и отправимся дальше в путешествие.
До свидания! - Някемиин!- Пока! - Мой мой! / Хэй хэй!
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие и отправимся мы с вами в страну, которая называется Латвия.
Физкультминутка
Раз крыло и два крыло
Получился самолет
Мах крылом туда, сюда.
Делай раз и делай два.
Раз и два.
Полетали порезвились
И на землю опустились
Воспитатель: Вот мы с вами прилетели в Латвию. Жители Латвии - латыши. Мы с вами прилетели в столицу Латвии, город - Рига. Давайте погуляем по городу.
Включается латышская речь со слайдами на интерактивной доске (достопримечательности Риги).
(Kas D rz B rnu Dziesmas Latvian Folk Songs Латышские детские песни)
Воспитатель: Ребята, какая красивая песенка, а вы поняли о чем она?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что эту песню пели не на русском языке.
Воспитатель: Эту песню пели на латышском языке, это язык на котором говорят Латыши, жители этой страны.
Латвия – красивая прибалтийская страна с чудесными песчаными пляжами, дивными соснами и голубыми озерами. Это страна грамотных, аккуратных людей.
Любимый цветок латышей это — ромашка — kumel te
Ребята покажите мне ваши ручки, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Ромашки белые цветки -
Как пальцы маленькой руки, (показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями)
И вот слетаются жуки
Считать ромашки лепестки! (считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков)
Воспитатель: А нам пора с вами отправляться дальше. Мы с вами полетим в Украину.
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолет.
Мы прилетели с вами в Киев – главный город Украины, его столица. Жителей называют украинцами, и разговаривают они на украинском языке. Флаг Украины состоит из двух полос: синего и жёлтого цветов. Желтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий - ясное небо над ними.
Украина славится красивыми песнями и поэзией.
Давайте сделаем упражнения под украинский стишок. Смотрите на меня и повторяйте движения вместе со мной.
Физкультминутка
Рівно стали - руки вниз.
На сусіда не дивись.
Всі піднесли руки – раз
І навшпиньки стали враз.
Покачались, покрутились,
Разом всі повеселились.
Щоб ногам роботу дати, -
Будем дружно присідати.
Нам усе в житті вдається,
Хто здоровий, той сміється!
Воспитатель: Ребята, все ли слова вам были понятны в этой зарядке?
Дети: Нет
Воспитатель: Потому что, ребята эта зарядка была на украинском языке. Украинский язык и русский похожи некоторыми словами. Но многие слова мы с вами не смогли понять.
А скажите, почему мы не можем понять языки на которых говорят в других странах?
Дети: Потому что там говорят не на нашем языке.
Воспитатель: Правильно ребята. А как называется наш язык, на котором мы с вами разговариваем?
Дети: Русский
Воспитатель: Русский язык создал русский народ. Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. И мы с вами говорим на русском языке.
Вот и закончилось наше путешествие, пора нам возвращаться в детский сад.
Проводится игра «Самолеты»
Воспитатель: Вот мы и дома, в России. В каком городе находиться наш детский сад?
Дети: Санкт-Петербург
Воспитатель: (На интерактивной доске слайды с видами города)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Ребята, вам понравилось стихотворение о нашем городе?
Дети: Да
Воспитатель: А все ли слова вам были понятны в этом стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Дети: Потому что это стихотворение на русском языке.
Воспитатель: Правильно ребята это стихотворение на нашем с вами языке — на русском, поэтому нам понятно это стихотворение. А можем мы с вами сказать, что это родной для нас язык? И почему?
Дети: Да, потому что мы на нем говорим и понимаем, что нам говорят (другие ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята, на своем родном языке мы говорим с самого детства, который слышим и усваиваем от своих родителей и окружающих нас людей. Язык помогает нам познавать мир. Он помогает людям понимать друг друга. Через язык мы получаем и новые знания.
Мы должны дорожить языком, беречь его и развивать. И как сказал известный русский писатель Максим Горький: «Родной язык, надо любить как мать, как музыку.»
Мы с вами побывали в разных странах, в каких?
Дети: перечисляют страны (Финляндия, Латвия, Украина)
Воспитатель: В каждой стране, жители говорили на своем родном языке. Они понимали друг друга, а мы с вами нет. Потому что мы с вами в этих странах были - гости.
Давайте вспомним на каких языках говорили в этих странах?
Дети: ответы детей (финский, латышский, украинский)
Воспитатель: А когда мы вернулись к себе в страну, в Россию, на каком языке у нас говорят?
Дети: На русском
Воспитатель: Теперь ты Петя понял, почему каждый народ называет свой язык «Родной»?
Петя: Теперь я понял, почему мама моя говорила «Родной язык», потому что это наш с ней язык на котором мы с ней разговариваем. Спасибо вам большое за такое интересное путешествие. До свидание ребята.
Воспитатель: Ребята, нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку.
В завершение хочу прочитать вам стихотворение про наш родной язык.
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
(А. Шибаев. В день солнечный июльский)