наталья миронова
Конспект занятия «Малышка капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
«Малышка капелька»
Младший дошкольный возраст (3-4лет)
Цель НОД: формирование представлений о природном явлении «дождь».
Задачи приоритетной познавательной области «Познавательное развитие»
• формирование представлений детей о возникновении дождя (дождь идет из тучи, когда в ней много воды, опытно - экспериментальным путём (как капельки попадают на землю);
• закрепление представлений, каким бывает дождик (сильный - ливень, слабый – моросящий, что бывает на небе после дождя;
• развитие внимания памяти, логического мышления;
• развитие познавательной активности.
Публикация «Конспект занятия „Малышка капелька“» размещена в разделах
Задачи в интеграции образовательных областей:
Образовательная область: «Речевое развитие» :
• обогащение словарного запаса детей («ливень», «моросящий»);
• развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным предложением, высказываться по предложению педагога;
• развивать умение вести диалоговую беседу.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»
• развивать эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• развивать игровую деятельность детей;
Образовательная область «Физическое развитие»
• развивать мелкую и крупную моторику у детей;
• развивать способность владеть своим телом, координацию движений.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
• воспитывать эмоциональную отзывчивость в восприятии объектов природы;
• развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности;
• реализовать потребность в самостоятельной творческой деятельности ;
• развивать умения пользоваться различными приемами лепки (отщипывать от целого куска часть для создания образа капельки).
Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей, через создание проблемной игровой ситуации, для активизации наглядно - познавательного развития детей, с использованием различных приёмов интеграции в образовательных областях.
Обоснование целесообразности применение ИКТ в НОД:
• формирование познавательной деятельности детей;
• активизировать наглядно - познавательный интерес;
• активизировать мысленный процесс;
• развитие слухового восприятия.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость; владеет активной речью, включается в общение; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка формируется умение задавать вопросы в познавательных целях и экспериментальным путем находить на них ответы; у ребёнка развивается крупная и мелкая моторика.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности; познавательные - умение задавать вопросы в познавательных целях и экспериментальным путем находить на них ответы; регулятивные – умение осуществлять свои действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – формирование умения прийти на помощь другу, сказочному герою.
Оборудование для детей: пластилин, лист бумаги А4, с изображением тучки.
Оборудование для воспитателя: экран, видеопроектор, компьютер, презентация «Малютка капелька», МР3 плеер, мольберт, поднос с губкой в виде тучки, стакан с водой, тазик.
I. Содержательная часть.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводный этап 2мин.
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность. Цель: принятие игровой ситуации, переключение на образовательную деятельность.
Воспитатель приглашает детей к окну и читает стихотворение:
Рано, рано поутру
Выгляни в окошко:
Дождик бегал по двору,
Поиграл немножко.
Он деревья поливал,
Тротуар, лужайки,
И Максимкин самосвал
Отыскал под лавкой.
Сделал две больших реки
У подъезда Васи,
Взял потом мои мелки -
Радугу раскрасить. [1] Дети подходят к окну и смотрят на деревья, прилегающий участок, крыши соседних домов и т. д.
- Сегодня утром был сильный дождик, и капельки падали одна за другой, а одна капелька закатилась в наш детский сад и пришла в нашу группу. (воспитатель показывает на проекторе грустную капельку (Слайд 1)[2]. Дети с интересом смотрят на экран.
- Наша капелька ещё очень маленькая и она потерялась, не знает, откуда она взялась и где она живёт. Что же делать? Ответы детей: Нужно капельке помочь
- Поможем капельке? (воспитатель обращается ко всем ребятам) Ответы детей: Да, поможем.
Основной этап 6 мин.
Цель: закрепить полученные ранее знания, совершенствовать навыки познавательно - исследовательской деятельности. Цель: познавательно - экспериментальная деятельность
- Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождик? Ответы детей: Дождик идёт из тучки
- Молодцы! Вы всё знаете. А почему, как думаете, не из каждой тучки идет дождик? Дети могут затрудняться с ответом
- Ничего страшного, что вы не знаете. Я вам сейчас раскрою этот секрет, подойдите поближе к столу. Дети подходят к столу, на которых стоят поднос с губкой в виде тучки, стакан с водой и тазик.
- Что лежит на подносе? Ответы детей: Губка, стакан и тазик
- Как вы думаете, на что похожа губка? Ответы детей: Губка похожа на тучку.
- Правильно, она похожа на тучку, а в тучке «живет» много капелек. Попробуем её сжать и посмотрим, что будет, как вы думаете?
(Воспитатель предлагает Илюше и Алёне попробовать сжать чуть намоченную губку).
Дети высказывают свои предположения.
Дети по желанию берут губку - тучку и сжимают в руке.
- Почему не идёт водичка? Ответы детей: В тучке нет воды, она сухая.
- Правильно, губка – тучка почти сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идёт.
- Давайте положим нашу тучку-губку на поднос и попросим Олега вылить из стаканчика всю воду. Как вы думаете, что должно произойти? Дети сморят на действия воспитателя и сверстника.
Дети высказывают свои предположения.
Сейчас мы узнаем.
(Воспитатель поднимает тучку-губку)
- Смотрите, ребята, сколько здесь собралось много капелек.
(Из тучки выливается водичка, сначала много, а после чуть-чуть по капельке, в это время проигрывается шум дождя с утиханием).[3]
-Ребята, вы слышите шум дождя?- это говорят капельки друг с другом. Да, слышим
- Сначала наш дождик был сильным, вся водичка вытекала быстро - быстро из тучки-губки, капельки его шумели, такой дождик называется – ливень. Повторите за мной – «ливень».
(Воспитатель показывает сильный дождик). (Слайд 2) [2]
Дети повторяют за воспитателем
Дети обращают внимание на картинку на проекторе
- Затем появились капельки меньше и капают реже, такой дождик называется – моросящим, его капельки тихие, маленькие и почти не слышны.
Повторите за мной – «моросящий»
(Воспитатель показывает моросящий дождик). (Слайд 3) [2] Дети повторяют за воспитателем
Дети обращают внимание на картинку на проекторе, повторяют за воспитателем «моросящий»
- А как вы думаете, что может появиться на небе после дождя?
- Правильно, молодцы, радуга.
(Воспитатель показывает картинку радуги после дождя). (Слайд 4) [2] Ответы детей: Радуга
Дети смотрят на картинку радуги, позитивно реагируя на её появление.
- Молодцы, ребята, теперь мы и сами узнали, и рассказали капельке, откуда она появилась.
А капелька для вас приготовила игру, вы хотите поиграть?
Ответы детей: Да, хотим!
Физкультминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. [4] Дети хлопают руками на каждое слово
Дети бегают
Дети хлопают руками на каждое слово
Дети пальчиками стучат по ладошке
Дети соединяют руки над головой
Продуктивная деятельность 4 мин.
Цель: мотивировать на продуктивную деятельность. Цель: «изготовить» друзей для капельки
- Ребятки, посмотрите, а наша капелька опять грустит (воспитатель показывает (слайд 1,[2] грустную капельку, она по-прежнему одна, а вас много и вы все дружные и веселые ребята. Что же делать?
- Как мы сможем помочь капельке завести много друзей? Дети с удивлением смотрят на капельку
Ответы детей: Дети высказывают свои предложения.
Ответы детей: Нужно нарисовать друзей для капельки.
- Молодцы ребята! Какие вы умные и догадливые. Совершенно верно. Вы хотите помочь капельке?
Ответы детей: Согласны помочь.
(Воспитатель показывает лист бумаги А4, с изображением тучки сверху, прикреплённого на мольберт).
- Ребята, наши капельки будут не простые, волшебные. А рисовать мы их будем пластилином.
Дети внимательно смотрят на воспитателя.
(Воспитатель показывает пластилин).
- Я вам покажу, как нужно рисовать пластилином, для этого я отрываю небольшой кусочек и прилепляю на лист первую капельку, затем следующею и т. д. Если у вас сильный дождь, то капелек мы ставим много, как такой дождь называется?
- Молодец, Варя! (Петя) (воспитатель хвалит за правильные ответы детей).
- А если же дождь слабый, то капелек должно быть мало. Кто напомнит, как такой дождь называется?
- Молодец, Саша!
(Все действия отображаются на мольберте).
Дети следят за работой воспитателя
Такой дождик называется «ливень».
Ответы детей: Такой дождик называется «моросящий».
Дети смотрят на мольберт, слушают объяснение воспитателя.
- Ребята, всем понятно?
- Я приглашаю вас к первому столу девочек, а ко второму столу мальчиков, занимайте свои места. Ответы детей: Да
Дети проходят на свои места, где у каждого уже приготовлены, лист А4 с изображением тучки, пластилин и салфетка (для вытирания рук).
Воспитатель помогает, тем, у кого возникли какие либо затруднения, поощряет тех, у кого всё получается. Дети выполняют работу.
Заключительный этап 3мин.
Цель: подведение итога воспитателем. Цель: Получить положительную оценку своей деятельности.
- Какие красивые капельки у вас получились. Молодцы, ребята! Посмотрите, наша гостья теперь улыбается (воспитатель показывает улыбающуюся капельку (Слайд 5)[2],в начале она была одна и была грустная, а теперь вместе с ребятами узнала от куда она появилась, как здесь оказалась. А ещё она приобрела много друзей. А кто помог приобрести друзей?
- Вам понравилось помогать капельки?
- Молодцы! Вы сделали доброе дело! А ещё будите делать добрые дела?
А какие добрые дела вы будите делать? Дети смотрят на воспитателя, затем на
улыбающуюся капельку
Ответы детей: Мы помогли капельке обрести друзей.
Ответы детей: Да, очень понравилось помогать капельке.
Ответы детей: Да
Ответы детей.
- Ребята, а давайте подарим нашей гостье на память ваши рисунки, ей будет очень приятно. Это будет еще одно доброе дело. Дети соглашаются с воспитателем и дарят свои рисунки.
- А теперь капельке пришло время прощаться и возвращаться к себе на тучку. Дети прощаются с капелькой и приглашают в гости вновь.