Папки-передвижки

«Хозяйкины помощники». Конспект занятия кружка по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе

Любовь Григорьева
«Хозяйкины помощники». Конспект занятия кружка по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Рассказать детям, о том, какие помощники были у хозяек в старину при стирке и глажение на Руси, какие предметы использовались для этого. Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с бытом наших предков.

Познакомить детей с разными способами стирки и предметами, которые для этого использовались.

Развивающие:

Развивать речь детей.

Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое. Воспитательные:

Воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину.

Материалы: коромысло, кадушка, корчага, ухват, каток, валек, скалка, рубель.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Хозяюшка: Милости просим, гости дорогие! Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде». Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Хозяюшка: Знаете ли вы ребята, что у меня в избушке есть разные полезные вещи, мои помощники. Вот затеяла сегодня стирку, что мне будет помогать?

Дети: Стиральная машина.

Хозяюшка: Это сейчас белье в стиральную машинку сложили, порошок насыпали, кнопочку нажали, машинка нам и постирала, и прополоскала, и отжала. А раньше надо было воды принести, нагреть.

Хозяюшка: И для того чтобы воды принести с колодца и не устать есть у меня помощник – это коромысло. Коромысло делали из согнутой дугой деревянной полоски с металлическими крючками на концах. Для того чтобы сделать такое коромысло, надо было распарить деревянную заготовку, аккуратно согнуть и высушить, потом закрепить на концах металлические крючки, на которые вешали ведра. Есть у нас коромысло другого вида, его выдалбливали из целого бревна, а на концах закрепляли веревки или цепи, или полосы с крючками (показ картинки). А у меня самое старое коромысло, на нем крючки для ведер деревянные, потому что в старину металлические детали не продавались в магазине, как сейчас, а ковались в кузнеце и были очень дорогими.

Хозяюшка: Так что по воду ходить – это только с коромыслом. Тут уж оно самый главный помощник: хоть и скрипит, а ведра тащит, потому что без воды, и не постираешь, и чаю не попьешь. А воду на колодце берут и вот так воду несу (показ детям). Попробуйте сами. Ведра сделаны из дерева из деревянных дощечек, которые скреплены деревянными обручами очень плотно, так, чтобы не просачивалась вода. Когда домой приношу в кадушку выливаю она, как и вёдра тоже сделана из деревянных дощечек. В кадушку на дно клали раскаленные камни из печки, которые нагревали воду до кипения. В кадушке белье замачивали. Стирали обычно в корыте, которое тоже было деревянным. От частых стирок оно ломалось и разбивалось. (Показ картинок)

Хозяюшка: После стирки белье надо прополоскать. Если рядом не было речки или пруда белье полоскали в корыте, и тогда требовалась еще вода, за которой надо было опять идти к колодцу. Но чаще всего деревни строились около водоемов и поэтому белье полоскать ходили на речку. Белье на речке сначала отбивали или как раньше говорили «валяли» или «клепали» специальными вальками, выбивая из него грязь. Это делали на деревянных помостах или просто на камне. И только потом начинали полоскать. В нашем музее есть валек. Посмотрите, он похож на лопаточку с ручкой. Это простой валек, а были вальки, украшенные различными узорами, такие дарили парни понравившимся девушкам. Белье полоскали на речке и летом и зимой, в проруби.

Хозяюшка: А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

Хозяюшка: После полоскания белье развешивали на веревках для просушки. Если дул ветерок, то белье высыхало быстрее. Ребята, а что нужно сделать с бельем после того, как оно высохнет?

Дети: Погладить.

Хозяюшка: Да, погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля. Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ)

Хозяюшка: Потом появились угольные утюги. Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.

Хозяюшка: Вот сколько нужно было помощников в старину чтобы постирать бельё. Все важны и все мне нужны. Каждый в своем деле главный, а все вместе мы все дела переделаем. Дел много, и помощников нужно много.

Хозяюшка: Принялась я за дела и помощников в руки взяла. С коромыслом воду носить, с доской белье стирать, ухватом чугунок из печки доставать, никого не забыла. Все вещи мне пригодились, стало быть, все они нужные, все важные. И вот что интересно: пока все на месте стояли, и в мои руки не попали все на месте стояло, а теперь в избе и чисто стало, и весело. Так-то! Сделал дело – гуляй смело! Хочешь – гуляй, хочешь – отдыхай, одеяльцем укрывайся да печке отдыхай.

Хозяюшка: Мы свами сегодня узнали много нового о том, как стирали и гладили на Руси, какими приспособлениями пользовались. В старину стирка и глажка были тяжелым трудом.

Хозяюшка: И вот мои дорогие пора нам с вами прощаться желаю всем вам жить дружно, не ссориться, все делать сообща. «Все за одного — один за всех».

Литература:

Алешина Н. В., «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», конспекты занятий.

Маханева М. Д, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группе Цель: обобщить и закрепить знания, полученные за год. Задачи: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять правильное.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «У бабушки в деревне» Занятие на тему: «У бабушки в деревне». Цели и задачи. Использовать различные виды деятельности детей (музыкальную, речевую, изобразительную).

Конспект НОД по познавательному развитию «Где я живу» во второй младшей группе Конспект НОД по познавательному развитию: "Где я живу" во второй младшей группе. Задачи: Закреплять знания детей одомашнем адресе (название.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Хозяйкины помощники». Конспект занятия кружка по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 22:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хозяйкины помощники». Конспект занятия кружка по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 44101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД