Татьяна Пирогова Александровна
Конспект занятия «Коррекция страхов с помощью метода сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пирогова Татьяна Александровна,
Педагог-психолог,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования "Город Архангельск"
"Детский сад комбинированного вида № 154"Колобок"
Конспект занятия «Коррекция страхов с помощью метода сказкотерапии»
Возрастная группа: 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)
Публикация «Конспект занятия „Коррекция страхов с помощью метода сказкотерапии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Цель: коррекция страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления детей о способах преодоления страхов.
2. Помочь детям в преодолении негативных переживаний.
Оборудование и материалы: клубок шерстяных ниток, «волшебный цветок», нарисованные домики и деревья.
Формы работы:
• Постановка (разыгрывание) сказок. Постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.
• Дописывание сказки. Ребенок находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Ребята заходят в кабинет, начинает играть веселая музыка. Встают в круг.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, ваши чудесные лица и добрые глазки! Давайте подарим частичку свое прекрасное настроение друг другу! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся!
А теперь поздороваемся друг с другом разными частями тела, начнем с ладошек и так по кругу, теперь поздороваемся локоточками, потом плечиками и т. д.
2. Основная часть.
Психолог: все люди, звери и, наверное, предметы чего-то боятся. Психолог: сегодня мы узнаем, что же думал и чувствовал маленький совенок, который очень боялся…темноты.
Сказка про маленького совенка. Итак, жил-был на свете малютка-совенок. У него были очень красивые перышки и большие глазки. Жил он с мамой и папой на дереве в гнезде. Каждое утро все трое умывались, устраивались на веточке, крутили головой вправо-влево и смешно ухали. Ребята, давайте покажем, как ведут себя совы (Дети изображают). Малютка-совенок часто проделывал путь с одного дерева на другое днем, но летать поздно вечером ему еще не приходилось-он раньше ложился спать в гнездышко. К тому же, он очень боялся темноты.
Психолог: Ребята, давайте покажем, как он боялся? Дети изображают страх.
А что можно сказать совенку, чтобы он не боялся темноты? Какими словами утешить, подбодрить? Дети предлагают свои варианты (Попробовать полетать ночью, сказать совенку, что он скоро будет таким же сильным и смелым, как папа).
Психолог: а еще, совы-очень мудрые птицы, и они умеют хорошо видеть в темноте. Послушайте – ка еще одну историю, которая рассказала совенку его мама.
Сказка «Как темнота боялась сов». Давным-давно темнота очень боялась сов. И однажды подруга-луна сказала ей : «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звезды не узнают, что пора светить. Ну же смелей!»
Дети выполняют пантомимный этюд «Темнота боится». Ребята показывают состояние и настроение темноты:
«Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я направо, налево, кругом,
Но только спуститься я вниз не могу.
Сов я страшно боюсь. Но, друзья,
На землю спускаться — работа моя». [3]
Психолог: наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как рядом пролетела сова. Какая неожиданность, но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но очень весело.
Дети играют в подвижную игру «День-ночь». «Выбирается водящий — «сова». Остальные игроки — «птички». Звучит команда «День!» — «сова» засыпает, а «птички» резвятся. По команде «Ночь!» они должны замереть. «Сова» выходит на охоту — увидев, что кто-то пошевелился, она уводит его в свое гнездо. Выигрывает тот игрок, который останется непойманным. Он становится новой «совой». Правила: когда охотящаяся «сова» отворачивается, игроки могут менять позу и шевелиться. «Сова» не может уводить тех, кто переменил позу, если она не заметила движения». [4]
Психолог: ночь подошла к концу, наступает утро.
Физкультминутка.
Настроение упало, (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)
Дело валится из рук. (“Бросают” вниз руки.)
Но ещё не всё пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши.)
С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки.)
С облегчением вздохнём – (Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнём! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.)
А теперь гномик нам предлагает поиграть в игру, она называется «Добрые волшебники»
Правила игры такие: садимся в круг и слушаем:
«В одной стране жил злой волшебник - Грубияка. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами».
Вы, представляете себя добрыми волшебниками, подходите друг к другу и пытаетесь расколдовать, называя ласковыми именами. Давайте попробуем?
Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «А кто это?»
Правила простые: тот, на кого я покажу, выходит ко мне и садится спиной к группе, далее я показываю на одного из оставшихся, и он говорит «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, того кто произнёс эту фразу. Понятно? Так играем, пока все не попробуют угадать.
3. Прощание. Проведение обратной связи. Психолог: ну вот, ребята, мы узнали новую историю. Как вы думаете, теперь темнота будет бояться сов? Дети: нет
Психолог: а совенок темноту будет бояться? Дети: нет
Психолог: что нужно для того, чтобы не бояться? Дети: попытаться понять, что скрывает темнота.
Список информационных источников
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
2. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И. Е. Кулинцова. - Спб. : Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/19/tsikl-zanyatiy-po-preodoleniyu-strakhov-u-detey-starshego-doshkolnogo
4. Электронный ресурс. Режим доступа: https://edetkam.ru/20110331383/igri-s-detmi/podvijnie-igri-dlya-deteie/2011-03-31-15-25-56.html