Наталья Алексина
Конспект занятия по познавательному развитию «Конвенция о правах ребенка» (с приглашением детей из старших групп)
▼ Скачать + Заказать документы
«Конвенция о правах ребенка»
(с приглашением детей из старших групп)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Конвенция о правах ребенка“ (с приглашением детей из старших групп)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: закрепление знаний детей о «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребенка».
Оборудование: панно «Жар-птица»; документ: свидетельство о рождении; модель дома — семьи (дом — коттедж, дом — парусник, дом — подсолнух, дом — гнездышко); фигуры, схематично изображающие папу, маму, дедушку, бабушку, сестру, домашних животных и т. д. ; плакат с фотографиями (семейное древо).
Ход занятия
Под музыкальное сопровождение дети рассаживаются вокруг воспитателя.
Воспитатель: Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно,тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: «Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?»
Со временем люди решили искать на ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. У русского народа символом счастья всегда была Жар-птица — волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастья. Вот такая птица залетела к нам в детский сад.
Под аудиозапись песни «Птица счастья» (муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова) воспитатель вносит большое панно, исполненное в технике аппликации из ткани и бумаги, изображающее жар-птицу — яркие,красочные перья хвоста жестко не фиксируются, они на липучках. Затем воспитатель предлагает одному ребенку принести первое перо и читает текст на его обороте.
Важнейшее право, которое имеют дети на планете, - право на жизнь.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (Родителям) А кто ещё заботился о вас после рождения? (Врач, сестра)
Здесь на чертеже написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети-инвалиды -на особую защиту и помощь.
Другой ребенок приносит второе перо Жар-птицы.
Воспитатель читает:
Ребенок имеет право на имя и гражданство (показывает детям свидетельство о рождении). После рождения вы получили первый в своей жизни документ — свидетельство о рождении. Дети даю задание на дом: попросите родных показать вам дома ваше свидетельство о рождении. А чтобы наши гости узнали какие прекрасные у вас имена и кто с кем дружит, давайте поиграем.
Игра: Выбирая себе товарища, друга, называйте его по имени. Можете сказать, почему выбрали именно его. (Дети играя, представляют друг друга)
Воспитатель: Молодцы! Обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково по имени. И, конечно же, недопустимо назвать человека грубым словом, дать ему кличку — это нарушение его права на имя.
Воспитатель: А скажите, дети, с кем вы дружите? (С родителями). А как одним словом назвать вас и ваших родителей? (Ответ — семья).
Воспитатель просит третьего ребенка взять новое перо.
Воспитатель: В книге прав ребенка записано, что «каждый ребенок имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».
Давайте пофантазируем: Вы — уже взрослые люди. Какую семью вы хотели бы иметь?
Воспитатель предлагает выбрать модель дома — семьи: дом — коттедж, дом — подсолнух, дом — гнездышко, дом — парусник и т. д. и фигурки схематично изображающие папу, маму, бабушку, дедушку, девочек, мальчиков, младенцев, домашних животных.
Дети моделируют под аудиозапись песни «Родительский дом» Шаинского. Поясняют, почему они выбрали эту модель, кого поселили в доме.
Примерные ответы детей :
Алеша: Я выбрал кораблик. Под счастливыми парусами отправится в будущее наша семья: Я, моя жена и двое детей. Мы будем жить дружно, любить друг друга и никого не оставим за бортом.
Сережа: В уютном гнездышке расположилась наша семейка. Я и мама, буду заботится обо всех. Мы будем жить радостно, счастливо, долго.
Ира: Моя семья будет похожа на подсолнечник — солнечный и счастливый. Нас будет много, как семечек, и мы все будем дружить. Нам ярко будет светить солнце.
Таня: Под крышей домика будет жить наша дружная семья: Я, мой муж, дети, родители мои и моего мужа. Всем хватит места, даже собаке и кошке.
Затем воспитатель вносит плакат с фотографиями, расположенными на семейном древе. Объясняет, что семейное древо показывает связь поколений в семье и предлагает дома с помощью родителей составить свое древо.
Просит детей вспомнить пословицы и поговорки о семье, доме, маме.
Дети:
1 ребенок : Где мир и лад, там и клад.
2 ребенок : Без семьи нет счастья.
3 ребенок : Вся семья, так и душа на месте.
4 ребенок : Жалей отца с матерью, других не найдешь.
5 ребенок : Сердце матери лучше солнца греет.
6 ребенок : В гостях хорошо, а дома лучше.
Воспитатель: Всякий дом хозяином держится. Просит ребят принести четвертое перо.
Воспитатель: Дети имеют право на образование. Да, скоро и вы пойдете в школу. Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством. (Спрашивает у детей, кто чем занимается в свободное время. Ответы детей.)
Предлагает достать пятое перо.
Воспитатель: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого бесчеловечного обращения». (Предлагает рассмотреть иллюстрации к различным сказкам.) Посмотрите на картинки и скажите, в каких сказках нарушались права героев? Какие права?
(«Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Мойдодыр», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).
В каких сказках не заботились о детях? («Золушка», «Морозко», «Хаврошка» и другие).
В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? («Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка» и т. д.).
Воспитатель: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей. И об этом мы еще будем говорить. Жар-птица научит нас многому, она останется у нас в группе.
А теперь попрошу почитать стихи о ваших правах.
1 ребенок :
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
Чтобы улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтобы исполнились в жизни
Все наши мечты.
2 ребенок :
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет теплый светлый дом.
3 ребенок :
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Горя черного — войны.
4 ребенок :
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.
Воспитатель: Сегодня Жар-птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода и нищеты — они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учится, заниматься своим любимым делом.
Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце» и дарят гостям изготовленные своими руками оригами - «птичек».