Корнева Надежда Сергеевна
Конспект комплексного занятия на тему «Русская матрешка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство детей с русской народной деревянной игрушкой Матрёшкой.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям; эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к другим детям; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект комплексного занятия на тему „Русская матрешка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; познакомить детей с историей создания, материалом, внешнем видом, особенности росписи;
Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать аккуратность при работе с фетром и клеем; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
расширять словарный запас.
Физическое развитие: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Методы:
Наглядный, словесный, практический.
Приё мы:
Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений, показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный момент.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, купчиха, токарь, Фукурума.
Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, картинки с изображением матрёшек, письмо, силуэт матрёшки, кисти, клей, фетр, узоры и украшения для оформления матрёшки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физминутки «Матрёшка».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давай поздороваемся с ними.
Игровое упражнение «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.
Воспитатель: Ой, Ребята, вы представляете, сегодня утром прихожу в группу, а нам пришло письмо, интересно от кого оно?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим, очень интересно, здесь еще и фотография есть.
Письмо
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой игрушке мы будем сегодня говорить, вы узнаете это из загадки.
Загадка:
В деревянной Игрушке
Сидит кукла-милашка.
В кукле той другие крошки.
И зовут сестер… (матрешки) –
Дети: Матрёшки.
Воспитатель:
История матрёшки
А вы знаете, Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Однажды купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку, про которую дети из японского детского сада говорили в письме. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)
Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок)
Поэтому первая матрешка представляла собой группу детей : восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. (демонстрация картинок)
Воспитатель:
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка?
Ответы детей: (ответы детей)из дерева
Воспитатель: Правильно.
Из чего сделана матрешка?
Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. (демонстрация картинок)
Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. (демонстрация картинок самой большой и самой маленькой матрёшки)
Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
Воспитатель:
-Только, где же они, подружки – сестрички. Как вы думаете?
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались.
Детям предлагается пройти к мини-музею матрёшки.
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
Воспитатель:
- Расписали русские художники матрёшку на славу : чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.
-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.
Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах. (демонстрация картинок)
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку? дети:
Стихотворение
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).
Воспитатель:
А вы знаете, что матрёшки бывают разные? Их называютСергиево - посадская матрёшка, Вятская, Семеновская по названию той местности, где их делают. Но у всех у них есть отличительные особенности.
Например:
Сергиево - посадская (Загорская) матрёшка одета в узорчатую кофту, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Роспись яркая, основные 3-4 цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный. Эта матрёшка – труженица. Она держит в руках то лукошко с ягодами, то петушка, то серп.
Вятская матрёшка. Её не только расписывают красками, но и украшают соломкой. Из соломки вырезают цветы и узоры. Потом их приклеивают и покрывают лаком.
Семёновская матрёшка. У семёновских матрёшек на фартуках нарисованы яркие букеты. Цвет сарафана – красный. На голове – платок, который украшен по кайме.
Воспитатель:
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка.
Ребята, к нам в садик привезли необычных матрешек из фетра, которых не успели украсить на фабрике. Посмотрите на них. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.
Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам, стать красивыми, и нарядными, как их подружки. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.
Вот и мы с вами будем наряжать матрёшку (вспоминают правила работы).
Сидим спинка ровная, работаем на доске, клей не забывайте закрывать. (Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т. д., клей, кисточки, салфетки).
Ну, что ж, друзья, за работу.
Воспитатель: Перед вами шаблон матрёшки, вы на своё усмотрение украсьте матрёшку.
Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.
Воспитатель предлагает и гостям нарядить матрёшки.
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
Итог занятия :
Воспитатель:
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, какие бывают матрёшки?
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы должны написать письмо японским детям и рассказать о том, что вы сегодня интересное узнали про матрёшку и еще мы сфотографируем ваших матрёшек и отправим им на почту, чтобы японские дети знали какая игрушка в России самая любимая.
Воспитатель:
А прежде чем начать писать письмо, мы должны попрощаться с нашими гостями.
Пришло время расставаться. До свидания!
Использованная литература
1. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskaja-matreshka-75556.html
Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка». Елена Васина.
2. https://udarenieru.my1.ru/news/konspekt_zanjatija_matrjoshka_v_mladshej_gruppe/2015-05-19-501
Конспект занятия "Матрёшка" в младшей группе
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-risovanie-vo-2-i-mladshei-grupe.html
Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе «Веселые Матрешки». Елена Юрьева
4. https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekty-zanyatij-s-matreshkoj-v-mladshej-gruppe
Конспекты занятий с матрешкой в младшей группе. Прокофьевой Е. Е.