инна васницкая
Конспект занятия «Как просыпаются деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия “Как просыпаются деревья?“
Задачи:
Образовательные:
- формирование представление об изменениях в природе;
- формирование представлений о строении дерева, функциях и назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).;
- формирование представления о влиянии света, тепла, воды на рост растений;
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Как просыпаются деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- формирование у воспитанников бережного отношения к окружающему миру природы.
Оборудование; игрушка Ворон, предметные картинки: строение дерева, строение почки; индивидуальные тарелочки, сахар, трубочки для коктейля, емкости с водой, пекинская капуста, пищевые красители; веточка с любого дерева.
1. Орг. момент.
Педагог читает стихотворение Т. Дмитриевой «Весна пришла».
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
(Т. Дмитриев)
Вопросы детям :
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какие еще времена года вы знаете?
- Назовите месяцы весны?
- Какие приметы весны вы знаете?
П. : Одна из главных примет весны — это распускание листьев на деревьях.
2. Основная часть. Появляется ворон.
Ворон: Кар, кар, какой кошмар!
П. : Здравствуй, ворон, что случилось?
Ворон: Мы с друзьями понять не можем, почему Весна пришла, вода потекла, а деревья до сих пор голые стоят.
П: Не волнуйся ворон. Мы тебе поможем узнать, как просыпаются деревья и на как на них появляются листочки. Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит дерево и зачем они нужны ему. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Параллельно демонстрируется схема строения дерева.
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!
П. : Ребята, перечислите части дерева, о которых говорится в стихотворении? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья)
П. : Какую пользу приносят корни дереву? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
П. : Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.) Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ.
Ворон: Кар-кар, а разве деревья питаются? Они разве живые?
П. : Ребята, как вы думаете, деревья живые? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.) Правильно ребята, деревья живые, они растут, дышат, питаются).
Ворон: Тогда почему на них до сих пор нет листьев?
П. : Ребята, давайте расскажем Ворону, почему на деревьях еще нет листочков. Что делают деревья в разные времена года? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима, и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений. Все основные изменения в растительной жизни связаны с количеством солнечного тепла. Зимой, когда его мало, растения находятся «в спячке». Весной солнышко начинает пригревать, и зелень оживает. Летом растения цветут и живут полной жизнью. Им хватает тепла и света, чтобы завязались и созрели плоды. Осенью, из-за уменьшения светового дня, растения сбрасывают листья.
П. : Ворон, теперь ты понял, почему пока еще на дереве нет листьев?
Ворон: Да, потому что деревьям еще не хватает солнечного тепла). Как же сделать так, чтобы поскорее стало тепло и появились листики на деревьях?
П. : Предлагаю немного разогреться и поиграть в игру «Весна пришла».
Физминутка.
«Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, по лесу, полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Ворон: Кар-кар, я думаю, что теперь уже точно наступила весна. Что же происходит с деревьями весной.
П. : Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо – чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым “туманом” – набухающими почками. Давайте приглядимся к дереву поближе. Еще совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были темные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало – пора. Начался процесс сокодвижения – сок от корней стал подниматься вверх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землей всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыпленок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И как только этот побег начнет питаться от сока, он начнет расти. Когда сок побежит по веткам, почки получат нужную им энергию и начнут усиленно расти. Почки начнут распускаться и появятся первые листочки.
Ворон: Мне теперь стало понятно, что листочки на деревьях появляются тогда, когда становится тепло и корни деревьев начинают питаться? Но как они это делают? Как поступают питательные вещества?
Опыт 1. Питательные вещества поступают через воду.
Цель опыта: увидеть, как с помощью воды растения получают питательные вещества.
П. : У вас на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить его в воде).
Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете «корешком» вытянуть сахар "из почвы? (Да).
Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.
Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.
Опыт 2. Как растения пьют воду?
Цель опыта: увидеть, как вода поднимается по листу пекинской капусты.
У вас на столах лежит пекинская капуста и пищевые красители. Давайте растворим в одном стакане воды краситель, а второй стакан с водой оставим не окрашенным и поставим туда пекинскую капусту. Через некоторое время, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поднимаются кверху красные полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода. Чем дольше простоит лист в красителе, тем вода поднимется выше по листу, окрашивая лист капусты в красный цвет. (* чтобы продемонстрировать результат окрашивания пекинской капусты в красный цвет педагог предварительно самостоятельно, либо в присутствии детей за несколько часов до занятия ставит листики пекинской капусты в различные емкости с водой).
Вывод: наблюдая за листом пекинской капусты во время опыта, можно сделать вывод, что вода в листе поднимается.
Итог опыта: подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам.
Ворон: Я вам принес веточку из своего леса. Что же с ней произойдет, если поставить ее в воду? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
П. : Если поставить веточку в волу, тогда на наших глазах случится чудо – буквально за пару дней из почек проклюнуться листики, и вскоре вся ветка покроется молодыми побегами и цветами.
3. Заключительная часть. Рефлексия. Педагог с детьми ставят веточку в воду, за которой они будут наблюдать в течении нескольких дней и записывать результаты в дневник наблюдений.
Ворон: Ребята, жители моего леса однажды весной посадили аж целую бочку. Вы хотите узнать, произошло. (Ответы детей).Тогда давайте посмотрим забавный мультфильм, который так и называется “Удивительная бочка” (1983 г.).