Елена Пенч
Конспект занятия изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бурый медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Пенч Елена Петровна, воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 230» г. Барнаула
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовительная группа.
Цель: Познакомить с ненецкой сказкой “Бурый медведь и белый медведь” Учить слышать. Закреплять умение рисовать в акварельной технике. Закреплять художественно - композиционные навыки (перспективу, первый план и т. д.). Расширить кругозор детей.
Публикация «Конспект занятия изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Бурый медведь“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций животных Крайнего Севера и других зон. Слайд-шоу “Крайний Север и Ледовитый океан” (океан, полярная ночь и день, айсберг, снег, северное сияние). Слайд-шоу “Животные Центрального района нашей страны” (лес, животные, бурый медведь). Слайд-шоу “Жители Ямало-Ненецкого округа” (условия жизни). Заготовить эскизы белого медведя. Чтение сказок о кошках, дидактические игры, рисование по готовой форме, беседа о безопасности на прогулке, рассматривание дидактических пособий по теме.
Материалы: Акварельная бумага формата А4, акриловые краски, кисти больших и маленьких размеров. Карандаш, ластик, салфетка на каждого ребенка, вода.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы родились в великой стране, имя которой ( дети:Россия). Наша страна раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Помните мы с вами, путешествовали на север” (да).
- Хотите еще раз совершить путешествие на Север нашей страны? Вы знаете, какой океан находится на севере? (Северный Ледовитый океан). Педагог начинает демонстрацию слайд-шоу. А, что вы, знаете об Арктике? Снег и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день - их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги.
Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? (нет, здесь живут животные и птицы).
Воспитатель: - Кто помнит, как приспособились животные к условиям Севера, когда мы рисовали белого медведя, мы об этом говорили (белая окраска, теплая шерсть и т. д.) Молодцы, вы все помните и много знаете. А скажите, кто на севере самый могучий и большой? Белый медведь. Теперь мы переместимся в Центральный район нашей страны, где расположены лесные зоны (слайд-шоу). Здесь обитает очень много животных, разнообразней, чем на севере,так как им очень привольно живется в лесах, где много пропитания. Здесь обитает родственник белого медведя….(бурый медведь)
Воспитатель: - Давайте сравним их. Дети сравнивают. Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы (где живут, окрас, чем питаются и т. д)
- Могут ли в дикой природе встретиться эти звери? Почему?” Предположения детей. “Что, запутались? хотите распутать эту тайну?” (да)”Послушайте ненецкую народную сказку”
Белый медведь и бурый медведь
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил :- Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля - льдина! Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня- никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал : - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал :
- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал :
- А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
- Что вы узнали из сказки, какой вывод сделали? (в природе эти два медведя встретиться не могут) Смотрите, белый медведь у нас есть, мы их рисовали (детские рисунки белого медведя с предыдущего занятия) А вот бурого нет, но мы ведь с вами художники и немного волшебники. Мы можем их подружить, да так, что бы они стали, жить в месте. Только я никак не могу придумать, как это можно сделать.
Дети высказывают свои предположения: нарисовать и поставить в одну рамку и т. п.
Пальчиковая гимнастика
Мама мишек будит рано
Пальцами обеих рук изобразить мишек
Не встают они с дивана
Удивленно пожать плечами
- Эй, Большак, вставай скорей!
Встряхиваем большие пальцы рук
Ждут друзья уж у дверей!
Указать руками на дверь
- Ну, а ты лентяй, Указка!
Встряхнуть указательные пальцы
У тебя засохла краска!
Изобразить руками ведро
Вы должны с Середняком
Подмести на кухне пол
Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой вниз-вверх.
- Безымянный, мой бедняжка!
Погладить безымянный палец пальцами другой руки
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
Полежи еще два дня.
Прижать безымянный палец к ладони и погладить его
Ты, Мизинчик-малышок,
Роста у тебя - вершок!
Встряхнуть мизинчики, показать, какого они роста.
Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак!
Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы
Объяснение, показ
1. По эскизу педагог с детьми обсуждают изображение медведя (из каких геометрических фигур можно составить медведя, с чего начинать работу, как работать с краской, в какой технике и т. д.)
Педагог объясняет значение первого плана и линии горизонта
2. Линия горизонта находится очень низко, для того что бы создать ощущения огромного размера медведя.
3. Задний план наоборот очень мелкий.
В середине занятия педагог проводит физ. минутку.
Вышел мишка из берлоги,
Потянулся на пороге,
Влево, вправо повернулся,
Раз - нагнулся, разогнулся
Пошел себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
Рисование медведя
Рисуем два овала, один большой, в верхней части овал уже, овал имеет вертикальную ось.
Второй, чуть выше середины большого и приближен к кругу, значительно меньше.
Намечаем лапы.
Дорисовываем более детально объединяя овалы, лапы, образуя силуэт, уши, нос, глаза, когти и т. д.
Акварелью на мокром листе рисуем небо.
Рисуем задний план с использованием холодных тонов. Педагог напоминает детям о законе перспективы.
Первый план, фон рисуем теплыми оттенками.
Светло-коричневой краской (охра, мазками наносим первый слой шкуры медведя. Затем берем темно-коричневую краску, наносим второй слой
темно-коричневого с добавлением холодного цвета рисуем тень на медведе.
Педагог, обязательно помогает детям дорисовать наиболее мелкие детали композиции (глаз, нос, зубы, когти, шерсть).
В конце занятия дети объединяют медведей.
Воспитатель: Вот теперь мишки не поссорятся, они и вместе и поврозь
Посмотрите, ребята, какие мишки у вас получились.
Рефлексия.
Список источников и литературы
1. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. : цв. вкл.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. цвет в детском изобразительном творчестве. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 144 с.
3. Композиция и перспектива / пер с англ. Л. Степановой. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 128 с.
4. https://www.skazayka.ru/belyiy-medved-i-buryiy-medved-nenetskaya-skazka/