Утинова Елена Григорьевна
Конспект занятия «Использование ребусов с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование ребусов в работе с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению грамоте»
Цель: Дети научатся складывать слова с помощью ребусов по первому звуку в слове, по первому и последнему слогу.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Ребусы, шифровки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- Совершенствовать умение решать простые ребусы по первому звуку в слове, по первому и последнему слогу в слове, буква + слово. Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать их к заданной схеме;
- Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слова (Яна, Рома). Закреплять знание, что буква Я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова)
- Развивать фонетический слух, речевое внимание, логическое мышление.
- Воспитывать любознательность, творческую активность, взаимопомощь.
Материалы: ребусы (по первому звуку в слове, буква + слово, слог + слово, по первому слогу, по последнему слогу, демонстрационные картинки (бабочка, крот, кабан, бусы, самокат, барабан, экран, панда, мак, кот, шутка, радуга; девочка и мальчик); схемы деления слов на слоги, схема звукового анализа слова, раздаточный материал (фишки, буквы, схемы).
Ход НОД
Вводная часть:
Воспитатель: В круг ко мне все поспешите, друга за руки возьмите, влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Ребята посмотрите, чей-то лежит рюкзак? Интересно, чей он? Давайте посмотрим что внутри?
Ответы детей: ребусы!
Воспитатель: Что с ними можно делать? (разгадывать зашифрованные слова)
Давайте их дружно разгадаем и подберем к картинкам.
Основная часть:
Дети решают ребусы по первому звуку в слове, буква + слово. Складывают новые слова и подбирают к картинке.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы разгадали все зашифрованные слова.
А теперь давайте, эти слова разделим на слоги и подберем их к нужной схеме.
Но для начала послушайте правило:
«Слог»
Я делю слова на слоги –
Очень требованья строги!
В слове гласная одна – и слог будет - один
Гласных две – и слога тоже
Гласных три – и слога три.
Жить без гласной СЛОГ не может!
Сколько в слове гласных, столько и …слогов!
Дети самостоятельно подбирают картинки к схемам.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: А сейчас немножко поиграем:
Прыгнет в обруч тот, кто придумает слова, в которых два слога. Прыгнет в обруч тот, кто придумает слова, в которых три слога.
Воспитатель: Ребята, давайте все-таки узнаем, чей же рюкзачок? Заглянем в него, может там есть для нас подсказка. (достаю со второго кормашка два ребуса, зашифрованные имена).
Воспитатель: Разделимся на команды, одна команда будет разгадывать ребус по букве и первому слогу. А другая команда разгадает ребус по второму слогу.
Воспитатель: Как зовут ребят? (Яна и Рома, так вот кто потерял рюкзак? Хотите с ними познакомиться?
Воспитатель: Но для начала нужно пройти за столы, сядет за стол тот, у кого имя начинается на гласный звук; сядет тот, у кого имя начинается на мягкий согласный звук, на твердый согласный звук.
(Дети называют звук и проходят за столы)
(выставляю картинки девочки и мальчика)
Воспитатель: Ну а вот Яна и Рома.
Воспитатель: Прежде чем вернуть рюкзачок ребятам, давайте разберем слова Рома и Яна по звукам и буквам.
(Дети за столами самостоятельно разбирают слова, выкладывают звуками на схеме, буквами, подбирают слоговые схемы)
Воспитатель: Кто хочет выложить схему слова Рома? Расскажи, какой первый звук?
Ответы детей.
Расскажи, какой второй звук?
Кто расскажет про третий звук? Какой четвертый звук?
Кто выложит слово буквами?
Прочитаем имя.
Сколько звуков, сколько букв, в слове? (Дети подбирают схему к слову)
Сколько гласных звуков? Сколько слогов?
На какой гласный звук падает ударение?
Воспитатель: А теперь разберем имя Яна, какая первая буква в слове Яна? (Я)
Давайте вспомним, если гласная Я стоит вначале слова, какие два звука она обозначает? (йа)
Дети последовательно (по одному) на доске выкладывают слово звуками.
Воспитатель: Кто скажет, какой первый звук? (й) (Дети выходят к доске, обозначают на схеме)
Он какой? (мягкий согласный)
Какой второй звук? (а, (он гласный).
Какой третий звук? (н) он какой? (Твердый согласный, звонкий).
Какой четвертый звук? (а, (он гласный).
Кто выложит слово буквами?
Сколько звуков, сколько букв, в слове Яна
Посмотрите, звуков получилось больше чем букв, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А теперь вернем рюкзачок ребятам. Что можно им пожелать, чтобы с ними такого больше не случилось?
Ответы детей: хотим пожелать, чтобы Яна и Рома не теряли больше рюкзак; были внимательными и берегли свои вещи.
Заключительная часть: Молодцы ребята, а теперь в круг ко мне все поспешите, друга за руки возьмите! Ребята, скажите, мы смогли определить, чей рюкзак? Кому он принадлежит? (Рюкзак принадлежит Роме и Яне)
С помощью чего мы узнали, чей был рюкзак? (разгадали ребусы)
Какие задания для вас были сегодня интересными? Что было для вас трудно? А что было легче всего?
Молодцы, все сегодня постарались, были активными и внимательными!
За ваши старания я хочу вручить вам медали достижений.