Получи документы

Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике

Надежда Молоткова
Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

В нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Словарь С. И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый» : «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Публикация «Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике» размещена в разделах

Каждый педагог апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных.

Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях педагогам необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у детей, их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль ребяток, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа детей зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на занятиях включать каждого ребенка в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно, добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Поэтому в уже в детском саду необходимо вовлечь детей в процесс изучения этого предмета и до школы овладеть элементарными знаниями и умениями.

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать детям возможность продвигаться его способностям в темпе. При традиционной системе обучения не каждый малыш способен легко освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т. д. дети сильно отличаются друг от друга.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех, детей в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность ребенка, успех занятия целиком зависит от методических приемов, которые выбирает педагог. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность, на занятии и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску занятия. внимание дошкольника легче удержать в процессе игры. Главными героями занятия часто выступают их любимые герои мультфильмов. Для этого я использую видио и аудио записи на своих занятиях.

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное, является моим “изобретением”, многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с детьми. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать ребят участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. дети включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на занятии учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого я пытаюсь держать в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Одним из средств активизации познавательной деятельности ребенка является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для деток. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих детей. для таких занятий я заготовила на каждого ребенка вспомогательные предметы и материалы. Такие как ленты разной длины и ширины, линейки, шаблоны геометрических фигур. Материалы разные по фактуре, так как в раннем детстве для ребенка важно почувствовать тактильно предметы.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалом через тактильные ощущения. Происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в изобразительном творчестве детей. Для этого я использую на занятиях прием комбинирования. Например, совмещаю изучение математической ситуации с занятием по пластилинографии.

Чтобы познакомить детей с такими понятиями, как например скорость. Особенно это интересно для мальчиков, ведь им надо понять по какой поверхности трассы будет быстрее скользить машина. Но главное значение занятий состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифферинцируются.

Для улучшения понимания материала по математике я пользуюсь несколькими видами нетрадиционной техники работы с пластилином:

1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности (образовательная ситуация по темам : «Квадрат», «Овал», «Прямоугольник», «Ритм», «Сравнение по длине»).

2. Обратная пластилинография (витражная)изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности с обозначением контура (образовательная ситуация «Счет до четырех. Число и цифра 4» «Пара»).

3. Контурная пластилинография – изображения объекта по контуру, с использованием «жгутиков» (образовательная ситуация «Сравнение по ширине», «Сравнение по толщине»).

4. Многослойная пластилинография – объемное изображение на горизонтальной поверхности с последовательным нанесением слоев (образовательная ситуация «План», «Счет до семи»).

5. Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, многослойных дисков (образовательная ситуация «Куб», «Цилиндр», «Конус», «Призма, пирамида»).

6. Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина (образовательная ситуация «Вверху, внизу», «Выше, ниже»)

Данные виды работ увлекают ребят, но недостаток их в том, что такие работы сложно хранить. Они пылятся и трудно поддаются чистке. Поэтому в работе с родителями я даю некоторые рекомендации по продлению «жизни» творчества их ребенка. Такие работы можно дома покрыть мебельным лаком и любоваться им длительное время. Таким образом работа ребенка превращается в совместное творчество с родителями, так как самостоятельно ребенок в условиях детского сада осуществить не может данный вид работ.

Велика роль и опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности детей. Их лучше составлять вместе с детьми на занятии в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируется и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Такую работу мы проводим на индивидуальных занятиях по 5 человек.

Одной из основных задач изучения математики является формирование у ребенка сознательных вычислительных навыков. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на занятиях уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, умение выражать свою мысль. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления детей.

Нашими помощниками на занятиях являются счетные палочки, геометрические фигуры, геометрические тела. Сейчас в школе уже не пользуются счетными палочками. Но такие помощники детям очень нравятся. Они не только помогают в счете предметов на занятиях по математике, но и развивают воображение на занятиях конструирования. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включает в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели требуемому видоизменению или построению новой пространственной фигуры.

Понятия о конусе, цилиндре, шаре, призме помогают детям ярче воспринимать окружающий мир, объяснить друг другу и обосновать свое решение в играх с конструктором. На помощь к усвоению пространственного восприятия приходит видео материал.

На занятиях по художественному труду с пластилином мы пробуем сами вылеплять эти тела, а потом превращать их в животных и птиц. Например, шар превратить в героев их любимого мультфильма Смешарики и затем совершить путешествие на другую планету. А цилиндр превратить в героя Фиксика и затем отправиться в самое сердце компьютера. Тем самым понять многие физические процессы. Или посмотрев мультфильм обсудить его и придумать другую развязку данной серии на занятии по речи.

Интересной методической находкой является создание вычислительных лабиринтов. Дети должны начертить путь прохождения по лабиринту. При этом проход через ворота, в которых содержится пример, возможен, если в ответе данного примера получено некоторое данное число. Если задания лабиринта требуют большого времени, его можно давать в качестве домашнего задания. Для этого мы призываем на помощь родителей. Материал с заданием отправляем на сайт родителей. Если задания просты, я использую лабиринт на занятии. Мне легко проверять такие карточки, а детям интересно с ними работать.

Сложность состоит в составлении лабиринтов, т. к. необходимо сначала сочинить задание, а затем оформить. На помощь в оформлении или изготовлении пособий приходят не только мамы и папы, но и дедушки с бабушками.

Целесообразно шире использовать диагностирование по изученному материалу, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Диагностика позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целой группы, так и каждого ребенка в отдельности. Родители так же могут самостоятельно проверить качество полученных знаний ребенка по составленным воспитателем вопросам и заданиям. Это позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности ребенка;

- проверять качество усвоения материала;

- разнообразить процесс обучения.

С помощью заданий можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества детей. Содержание тестовых задач многократно позволяет даже слабым деткам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, овладеть объемом знаний.

Оживляет занятие и использование различных форм ИКТ, наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

возможность обеспечить ребенку индивидуальный режим работы;

возможность предоставить разную информацию каждому, ребенку в различном виде;

большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации;

оптимизация работы воспитателя при подготовке занятия (организация занятия, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем);

при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - задания на соотнесения, найти ошибку на картинке и т. д.).

Есть разные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных занятий и увидела неподдельный интерес у ребят, повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно занятие по математике, как и любое другое занятие, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода : делай как я (посмотри – повтори – запомни, поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство детей являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то дети попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ребенка достигать поставленных целей.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ребенка целостного качества быть личностью.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание детей. Такие занятия менее утомительные и соответствуют требованиям современного ребенка.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ребенка занятии, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”. Важно подготовить ребенка к школе психологически. Когда в игре ребенок справляется с трудной задачей и практически находит пути решения, то он обретает уверенность в своих силах. Появляется желание и потребность решать трудные задачи и не бояться их. На своих занятиях я постоянно повторяю детям простую истину - не стыдно ошибаться на занятии, потому что мы хотим учиться, а на своих ошибках мы учимся.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обычному счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, воображение, речь.

Работа с детьми позволяет решать следующие образовательные задачи :

- развитие любознательности, находчивости, смекалки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений;

- развитие логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величин, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

- ознакомление с простейшими математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

- развитие сенсорных способностей, расширение способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия, вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

- формирование опыта аргументации своих высказываний, построение простейших умозаключений, работы по правилу и образцу, проверка результатов своих действий, исправления ошибок;

- воспитание нравственно-волевых качеств личности, положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие методы :

- элементарный анализ;

- сравнение;

- метод моделирования и конструирования;

- метод вопросов;

- метод повторения;

- решение логических задач;

- экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов занятия с воспитанниками я провожу в различных формах:

- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг);

- театрализация с математическим содержанием (с применение аудио и видео техники);

- обучение в повседневных бытовых ситуациях;

- беседы;

- самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей детей. Такой игрой являются дидактические игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений я делю на следующие группы:

игры с цифрами и числами;

игры путешествия во времени;

игры на ориентировку в пространстве;

игры с геометрическими фигурами;

игры на логическое мышление.

Математику по праву называют царицей наук. Ведь она присутствует на всех видах занятий:

в речевом развитии;

в социально коммуникативном развитии;

в познавательном развитии;

в художественно-эстетическом развитии.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Обучение математике в саду вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для ребенка серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ребенка может подняться к высшим обобщениям.

Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности «Уральские самоцветы»Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности «Уральские самоцветы» Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности "Уральские самоцветы" Организационный момент. Зачитывается отрывок из сказа «Серебряное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 16:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Молоткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД