Анна Инькова
Конспект занятия. Художественно — Эстетическое развитие НООД «Поможем Золушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Развивать у детей предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного изобразительного искусства на примере хохломской росписи (Узор на вазе);
Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий: сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра);
Стимулировать проявление в ходе работы самостоятельную творческую активность, воображение детей;
Активизировать диалогическую и монологическую речь детей, умение анализировать свои работы и работы товарищей; ввести в активный словарь слова : «завиток», «кудрина», «травка», «декоративные цветы»;
Публикация «Конспект занятия, Художественно — Эстетическое развитие НООД „Поможем Золушке“» размещена в разделах
Воспитывать любовь к Родине, через знакомство с социокультурными ценностями нашего народа: хохломская народная роспись.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций: «Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА», слайд-презентация: «Мастера Руси Великой»; заучивание отрывка из стихотворения Виктора Набокова "Хохлома”; чтение «Приданое Хохломы» (Фрагменты, Перевод Л. Шерешевского), П. Федоренко «Хрустальный букет»; НООД: «Роспись хохломская, словно колдовская» /Познание/, разучивание р. н. танца «Самовар», «Лошкари», экскурсия в комнату народного быта.
Демонстрационный материал: ваза с хохломским узором; нарисованная ваза, разрезанная на части, слайд презентация «Хохлома: прошлое и настоящее», музыкальное оформление «голоса природы».
Раздаточный материал: вазы желтого, чёрного цвета (на выбор детей, вырезанные из бумаги: гуашь, мягкие кисточки, тычки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят за столами, за дверью слышится плач.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, кажется, за дверью кто-то плачет? Не может быть, что бы в нашем детском саду кого – то обидели? (Сашенька, посмотри, может нам это просто показалось? (Ребенок за дверью встречает Золушку, заводит)
Воспитатель:
- Кто ты, милое дитя? /Золушка/
Вы, согласны, ребята, что с Золушкой случилась какая – то беда? О чем бы вы сейчас хотели спросить нашу гостью? / Дети задают вопросы: Кто тебя обидел? Милая Золушка, что случилось? Почему ты плачешь?. /
Золушка:
- В нашем сказочном королевстве сегодня состоится бал. Я очень хотела попасть на него, но мачеха дала мне много работы. Я так торопилась, что разбила вот эту вазу. Что мне делать? Где я возьму такую же?»/ Плачет,
отдает разбитую вазу воспитателю; воспитатель успокаивает Золушку и предлагает ей присесть на приготовленное для неё место/
- Ребята, а хотите помочь нашей бедной Золушке?
- Как вы думаете, сможем ли мы это сделать?
- Но сначала давайте узнаем, как выглядела эта ваза раньше.
- Как вы считаете, мы сможем её «склеить» ?
Игра «Собери целое из частей»
/работа 2-х детей на магнитной доске/
Воспитатель:
- (Петя, как по - твоему, справились ли ребята со своей работой?
/ Аналогичные немного перефразированные вопросы ещё к 1-2 детям/
- Верно! Постарались наши мастера, ваза, будто, целая получилась.
Мне, кажется, что я где то видела вазу, похожую на эту? Вы не видели? /На видном месте дети замечают вазу похожую на образец/
Воспитатель:
- Ребята, знакомы ли вам эти узоры? Кто из вас помнит, в какой росписи встречаются данные элементы, как ты думаешь? А ты,? Правильно ребята, это хохломская роспись.
- Подскажите мне, пожалуйста, чем отличается хохломская роспись от других народных промыслов? /Дети рассказывают: элементами – разные ягоды, листья, декоративные цветы, «завиток», «кудрина», «травка»; композицией – плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами, «травка» занимает все пространство между ними. Встречаются изображения птиц, рыбок. Воспитатель уточняет способ рисования: «концом кисти», «всем ворсом»…Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой; цветосочетанием – в ней три главных цвета: красный, черный, золотой. Воспитатель активизирует употребление в речи данных слов и словосочетаний, как индивидуально, так и всей группой/
Воспитатель:
- Ребята, в д/с мы часто встречаемся и пользуемся изделиями хохломы. А как вы думаете, где еще человек может увидеть другие изделия хохломских мастеров? /книги, альбомы, телевизор, музеи, открытки /.
- Вы правы, но я вам сегодня приготовила сюрприз. Хотите увидеть?
/Установка на позу: Сели удобно, ваша спина касается спинки стула, между вами и столом кулачок, проверьте ноги/.
Слайд презентация «Хохлома: прошлое и настоящее»
Воспитатель:
Итак, ребята, сегодня мы с вами увидели много хохломских изделий и их элементов, и теперь вы сами сможете выбрать любой из них, помогая Золушке. Но прежде чем приступить к работе, мы наберемся русской богатырской силы.
Упражнение на релаксацию «Живая вода»
/Музыкальное оформление «голоса природы»/.
- Ребята, встали! Ноги на ширине плеч, руки опущены, дышим легко, свободно. Пред нами речка с прохладной живой водой….
- Ребята, давайте наберем из нашей реки полные пригоршни живой воды. /Сложить ладони лодочкой, наклониться и «набрать воды в ладони», выпрямиться/.
- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная. Посмотрите в нее, улыбнитесь радостно и светло живой воде.
/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/.
- А теперь умойте свое лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.
/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/.
- У нас мокрые руки, стряхнем капельки воды с рук.
/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса/ Упражнение на расслабление кистей рук «Капельки»
Воспитатель:
Присели на свои места. Каждый из вас выбрал вазу (желтую или черную, решил каким узором ее украсит, (вопросы по узорам: с чего начнем, а потом и т. д.).
Работа детей / по необходимости, индивидуальная работа воспитателя с детьми/.
Анализ рисунков:
Воспитатель:
- Милая Золушка, посмотри, как постарались ребята, сколько красивых ваз они для тебя сделали. Я предлагаю тебе выбрать те, которые ты отнесешь мачехе. Почему ты выбрала именно эту вазу? /Узор, расположение, цветосочетание. На каких вазах узор получился густым, где он занимает на изделии много места? Где на изделиях особенно тонкая травка и завитки/
Золушка:
- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли, и я точно успею на бал. До свидания! /Золушка уходит/.
Воспитатель:
- Как, по-вашему, ребята, смогли мы помочь Золушке? Катя, как ты считаешь, у тебя удачной получилась работа? Какие элементы хохломского узора тебе больше всего удалось передать в своем рисунке?, как ты думаешь, почему у нас получились такие красивые вазы? Правильно, ребята. Вы многому уже научились, и ваши знания помогут вам еще не раз. Где эти твои умения смогут пригодиться тебе в будущем, как ты думаешь, ?