Шагалова Елена Николаевна
Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.
Задачи:
1. Закрепить знания детей, о хлебе, о профессиях хлебороба, пекаря. Расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий хлебе и народных традициях.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
2. Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
4. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
5. Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении, использовании объяснительной речи. Способствовать развитию эмоциональной речи.
Предварительная работа: замесить тесто на плюшки, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях, разъяснение пословиц и поговорок по данной теме. Оформление стенда «Хлебобулочные изделия».
Методические приё мы: наглядный (рассматривание картин, иллюстраций);
словесный (вопросы к детям, рассказ воспитателя, пояснения).
Ход НОД:
В-ль: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о труде взрослых, об очень важных профессиях: хлебороба и пекаря. Не случайно именно сегодня, потому что 16 октября – День Хлеба!
В – ль: Вот послушайте стихотворение.
И. Токмаковой «Что такое хлеб?»
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели
Мы говорим-ХЛЕБ
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны
Мы говорим -ХЛЕБ
Вот зерно течет рекою
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим -ХЛЕБ
Ешь его, расти и помни
В мире нет труда огромней
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий ХЛЕБ.
Русский народ во все времена с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали с хлебом и солью. Про хлеб говорили : «Хлеб - всему голова». Главная забота русского крестьянина всегда о хлебе. Недаром в русской пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».
Вот еще послушайте пословицы о хлебе, это маленькие строчки в которых заключена мудрость:
- Хлеб - это ценность, его береги!
- Без хлеба – нет обеда.
- У кого хлебушко - у того и счастье.
В-ль: Вам предстоит продолжить предложение. (отвечают хором).
В чай кладут всегда лимон
Масло мажут на … (Батон.)
Белый хлебушек отличный
Из муки он из … (Пшеничной.)
Из ларька несу домой
Темный хлебушек … (Ржаной.)
Для мальчиков и девочек
А также для родителей
Для бабушек и дедушек
Всегда есть свежий… (Хлебушек.)
Ваня, лежа на печи
Ест большие. (Калачи)
Ест сестра Катюшка
С творогом… (Ватрушку.)
Только гости на порог
К чаю мы несем… (Пирог.)
Любят девчонки
Любят мальчишки
Круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)
В-ль: Молодцы! Ребята, ответьте мне на такой вопрос, кто выращивает хлеб?
Дети: Люди
В-ль: Правильно. А где его выращивают? (Рассматривают альбом «Как хлеб к нам приходит»)
Дети: На полях.
В-ль: А как эти люди называются, знаете?
(Ответы детей).
Они называются хлеборобы. Ну-ка повторим все еще раз хлеборобы.
В-ль: Правильно выращивают и убирают хлеб хлеборобы. Они с раннего утра и до поздней ночи трудятся в поле, чтобы сначала посеять зерно в землю, а потом убрать всё до единого зёрнышка. А если не уберут вовремя зерно или из-за плохой погоды, тогда на нашем столе не будет хлеба, и без него обед не сытный. Труд хлебороба очень кропотливый, хлеб – это ценнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда.
В-ль: Давайте посмотрим, сколько людей трудится, чтоб в наших магазинах всегда был свежий хлеб. (Разбирают каждую картину из альбома).
В-ль: Ребята, вы часто ходите в магазин, где продают хлеб, чаще всего он называется «Булочная». Кто бывал из вас в таком магазине?
Дети: Все.
В-ль: Какой хлеб вы там видели? (Рассмотреть на стенде виды хлеба)
Дети: Батоны, разные булочки, буханки черного хлеба.
В-ль: Правильно, батоны, булочки, пшеничный и ржаной хлеб. Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? А знаете ли вы, где и как пекут хлеб?
Дети: Хлеб пекут на заводе.
В-ль: Правильно, этот завод называется «Хлебозавод». На этих заводах ни на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда все люди отдыхают, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно ещё больше! Так кто же печёт нам хлеб?
Дети: Пекарь.
Проводится физкультминутка с тематическим кубиком Блума. Дети стоят в кругу по очереди кидают кубик и выполняют задания.
В-ль: Ребята, я предлагаю превратиться в настоящих пекарей:
- Вокруг себя повернись,
В пекаря превратись!
В-ль: занимайте свои места. Мы попали с вами на «Хлебозавод». Это самая настоящая хлебопечка. (Воспитатель демонстрирует хлебопечку).
В-ль: Сейчас мы с вами в нее положим все ингредиенты по рецепту и включим печку. Пока будем заниматься другими делами, печка испечет нам вкусный, душистый хлебушек с румяной корочкой. (делает все по рецепту и оговаривает технику безопасности, дети смотрят).
В-ль: А кто из вас когда-нибудь помогал маме печь пироги?
Дети: ответы.
В-ль: какие продукты для этого нужны?
Дети: Мука, сахар, соль, дрожжи, яйца.
В-ль: Правильно, молодцы. Предлагаю поиграть в игру «Приготовь тесто: что сначала, что потом.
В-ль: А теперь, думаю, вам не составит большого труда приготовить со мной плюшки. Смотрите и тесто уже подоспело.
Воспитатель показывает один из способов формирования плюшки.
В-ль: Здорово, какие красивые плюшки у нас получились. Давайте, отнесем их поварам на кухню, чтобы они испекли. Поработали на славу! Устали? Наверное, после выпечки и ваши мамы или бабушки очень устают. Ведь, это очень ответственный и кропотливый труд.
В-ль: Помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих, потому что, выбрасывая хлеб, он оскорбляет труд людей, которые выращивали рожь, пшеницу для этого хлеба, убирали с полей, хранили зерно, изготовили умные машины для хлебозаводов и выпекали хлеб.
Выходят в круг.
В-ль: Наше занятия подошло к концу. Давайте, снова превратимся в ребят:
Вокруг себя повернись,
В ребенка превратись!
Самое время подвести итоги: так что же вы узнали на занятии.
Дети: Узнали, как и кто выращивает хлеб, где и как его пекут и что нужно его беречь.
Относят поварам плюшки.
После того, как испечется хлеб, воспитатель выкладывает его на тарелку. В середину кладет соль и угощает всех ребят.
Список используемой литературы:
1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М. :АРКТИ, 2006. - 96С.
4. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
5. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 32с.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2012. - 80с.