Оксана Лебедева
Конспект занятия «Гномы — волшебники» (на основе игр Х. Кюизенера и З. Дьенеша)
Тема: «Гномы – волшебники»
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание: познакомить детей с методикой бельгийского математика Х. Кюизенера «Цветные палочки». Учить измерять длину цветных палочек с помощью одной (мерной); выяснить взаимосвязь между цветом палочки и соответствующим числом, числом и цифрой, которая его обозначает.
Научиться сравнивать числа, закреплять понятия «длиннее», «короче», больше, меньше, учить пользоваться знаками >, <.
Публикация «Конспект занятия „Гномы — волшебники“ (на основе игр Х, Кюизенера и З, Дьенеша)» размещена в разделах
Продолжать знакомить детей с методикой использования блоков З. Дьенеша. Закрепить знания о геометрических фигурах, осуществлять сериацию по величине, форме, цвету. Учить декодировать схемы-карточки.
Развивать логико-математические способности детей: умение анализировать, обследовать, абстрагировать, сравнивать, декодировать информацию, рассуждать.
Учить высказывать и обосновывать собственное мнение. Развивать связную речь, память, интеллект.
Воспитывать интерес к логико-математической деятельности.
Методические приемы: игровые, вопросы, указания, инструкции, пояснения, поисковая деятельность.
Продолжительность: 30 – 35 минут.
ХОД
Воспитатель: - Дети, очень скоро вы пойдете в школу и станете настоящими школьниками. Давайте сегодня мы отправимся в необычное путешествие – математическое.
Звучит «сказочная» музыка. Воспитатель находит шкатулку с «волшебными камешками».
- Дети, как вы думаете, кто мог оставить эти «волшебные камешки»? (гномы)
- А вы бы хотели их увидеть?
- Тогда отправимся в математическое путешествие, чтобы отыскать «волшебных гномов».
1. «Поезд» по методике Х. Кюизенера.
- Как, вы думаете, на чем можно путешествовать?
- Сегодня, мы поедем на волшебном «поезде».
- Дети, перед вами цветные полоски, выложите из них «поезд» от самой большой полоски до самой маленькой (дети выкладывают в парах).
- Посмотрите, какой цветной поезд у вас получился.
- Назовите цвет самого большого вагончика.
- Назовите цвет самого маленького вагончика.
- Посчитайте, сколько всего вагончиков в поезде?
- Какой по порядку коричневый вагончик?
- Какого цвета шестой вагончик?
- Давайте пронумеруем вагончики справа налево, положите над ними соответствующую цифру. Начиная с самого меньшего вагончика.
- Назовите мне номер вагончика, который стоит между красным и зеленым.
- Назовите мне цвет вагончика, который стоит между четвертым и пятым.
- Вот, мы и добрались до «сказочного города». Гномы-волшебники подготовили нам новые, интересные задания.
1. «Волшебная пирамида» по методике З. Дьенеша.
- Смотрите, дети, гномы – волшебники разбросали свои волшебные камешки. Давайте поможем их правильно разместить, найти каждому камешку его место. А помогут нам в этом карточки-схемы.
- Вот, какую пирамидку мы построили из «волшебных камешков» - геометрических фигур.
3. «Подбери по форме».
Уже следующие задания подготовили для нас «хитрецы-гномы». У меня есть четыре коробочки на которых изображена соответствующая фигура.
Также, есть карточки с изображением предметов, каждый предмет по форме похож на какую-то геометрическую фигуру. Поэтому в зависимости от этого сходства надо положить картинку в соответствующую коробочку.
Картинки: солнышко, мяч, яблоко, дом, ракета, книга, елка и другие.
4. Игра-упражнение «На сколько?» по методике Х. Кюизенера.
(задание дети выполняют индивидуально)
Каждый ребенок выбирает себе по две цветные полоски и белые (условная мерка). С помощью белой мерки дети определяют «имя» палочки и кладут над ней соответствующую цифру. Затем сравнивают эти цифры, ставят знак < или >.
Например:
4 > 2 и так далее.
5. Физминутка.
В веселом лесу
На весеннем лужку (хлопки)
Все гномы в игры играют, (пружинка)
Дружно, весело прыгают, (прыжки)
Вместе дружно приседают. (приседания)
Уж и в прятки они играют,
Ушками прислушиваются,
В ловкости соревнуются! (бег по кругу)
6. Игра «Укрась цветок» по методике З. Дьенеша.
Нужно расположить объёмные геометрические фигуры соответствующий лепесток цветка, придерживаясь схематических определений.
Маленький домик – только маленькие фигуры.
Большой домик – только большие фигуры.
Цветное облачко – фигуры такого
цвета и так далее.
7. Задание «Отсутствующая цифра».
Последнее задание для нас подготовили «гномы-волшебники».
Задания дети выполняют индивидуально, каждому ребенку дается карточка с цифрами, одна ячейка в этой карточке пустая. Вместо пропущенной цифры следует вставить нужное количество точек.
Проверка правильности выполнения задания.
- Мы уже выполнили все задачи «гномиков-волшебников».
(звучит сказочная музыка)
Слышите? Видимо гномы уже совсем рядом.
Дети вместе с воспитателем подходят к доске, где находятся изображения гномов.
- А кто помнит, сколько гномов было в сказке?
- Давайте посчитаем. Всех гномов мы нашли?
- А где же делся еще один гном?
(появляется «волшебная» шкатулка с конфетами)
- А вот и последний гном, который принес нам вместо камней конфетки. Это гномы благодарны вам, дети, за то, что выполнили все их задания.