Светлана К
Конспект занятия «Гласные А — Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация гласных А-Я»
(для группы детей 6 – 7 лет)
Составила и провела логопед Кузнецова С. М.
Цели:
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;
• КОРРЕКЦИОННЫЕ: развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; активизировать словарь детей.
• ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать усидчивость, формировать понятийный аппарат.
Публикация «Конспект занятия „Гласные А — Я“» размещена в разделах
Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.
Ход урока:
I. Орг. момент
Приветствие.
• Уточнение пространственно-временных представлений.
- Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? Сегодня мы поговорим с вами о том, как различать гласные звуки и буквы, которые их обозначают.
II. Основная часть
• Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
- Что вы знаете о гласных?
- Посмотрите на таблицу и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твёрдыми.
- Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда : А-Я. Записали тему в тетрадь.
• Знакомство с гласной буквой Я.
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.
• Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я?
МА-МА-МА МЯ-МЯ-МЯ
-Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?
• Транскрипция.
МА [МА] МЯ [М,А]
• Игра «Скажи наоборот»
Логопед называет слог с гласной Я, а дети – с гласной А и наоборот :
МА – МЯ
ТА - …
АР - …
ЛА - …
НЯ - …
ЯЧ - …
ФА - …
АМ - …
Физминутка. «Яблоко»
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоко качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву. Дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.
• Развитие слухового внимания и памяти.
- Вы запоминаете слоги, которые я произнесу, повторяете, а потом записываете в тетрадь.
ПА – ПЯ – ПЯ
- Зелёной пастой подчеркните, где согласный звук мягкий.
ДЯ – ДА – ДА – ДЯ, БЯ – БЯ – БА, ВА – ВА – ВЯ, ГА – ГЯ – ГЯ, СА – СЯ – СЯ – СА,
ТСА – СТЯ и т. д.
• Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Парашютисты».
- С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на одну из трё х полянок: если в слове – названии картинки – есть буква Я – на полянку с написанной на ней буквой Я, если есть буква А – на поляну с буквой А, а если есть буквы А – Я – на поляну с буквами А – Я.
Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.
- Какое слово лишнее? Почему? (Мост.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Яблоко, обезьяна, маяк.)
• Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.
- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Сравните слова по трё м признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов:
Р – Д
М – Л
ЗАВ – Л
• Развитие зрительного внимания и звукового анализа.
- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Объясните выбор гласных.
КР_СИТЬ
Т_ПКА
Т_ЩИТ
ГЛ_З
Т_ЖЕСТЬ
СТ_РЫЙ
ШЛ_ПА
К_МЕНЬ
Т_НЕТ
Л_ПК_
М_ТА
К_ША
III. Заключительная часть
- Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А. Занятие закончено. Молодцы!