Папки-передвижки

Конспект занятия «Гласные А — Я»

Светлана К
Конспект занятия «Гласные А — Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дифференциация гласных А-Я»

(для группы детей 6 – 7 лет)

Составила и провела логопед Кузнецова С. М.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;

КОРРЕКЦИОННЫЕ: развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; активизировать словарь детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать усидчивость, формировать понятийный аппарат.

Публикация «Конспект занятия „Гласные А — Я“» размещена в разделах

Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.

Ход урока:

I. Орг. момент

Приветствие.

• Уточнение пространственно-временных представлений.

- Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? Сегодня мы поговорим с вами о том, как различать гласные звуки и буквы, которые их обозначают.

II. Основная часть

• Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

- Что вы знаете о гласных?

- Посмотрите на таблицу и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твёрдыми.

- Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда : А-Я. Записали тему в тетрадь.

• Знакомство с гласной буквой Я.

Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я?

МА-МА-МА МЯ-МЯ-МЯ

-Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?

• Транскрипция.

МА [МА] МЯ [М,А]

• Игра «Скажи наоборот»

Логопед называет слог с гласной Я, а дети – с гласной А и наоборот :

МА – МЯ

ТА - …

АР - …

ЛА - …

НЯ - …

ЯЧ - …

ФА - …

АМ - …

Физминутка. «Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоко качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву. Дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.

• Развитие слухового внимания и памяти.

- Вы запоминаете слоги, которые я произнесу, повторяете, а потом записываете в тетрадь.

ПА – ПЯ – ПЯ

- Зелёной пастой подчеркните, где согласный звук мягкий.

ДЯ – ДА – ДА – ДЯ, БЯ – БЯ – БА, ВА – ВА – ВЯ, ГА – ГЯ – ГЯ, СА – СЯ – СЯ – СА,

ТСА – СТЯ и т. д.

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Парашютисты».

- С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на одну из трё х полянок: если в слове – названии картинки – есть буква Я – на полянку с написанной на ней буквой Я, если есть буква А – на поляну с буквой А, а если есть буквы А – Я – на поляну с буквами А – Я.

Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

- Какое слово лишнее? Почему? (Мост.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Яблоко, обезьяна, маяк.)

• Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Сравните слова по трё м признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов:

Р – Д

М – Л

ЗАВ – Л

• Развитие зрительного внимания и звукового анализа.

- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Объясните выбор гласных.

КР_СИТЬ

Т_ПКА

Т_ЩИТ

ГЛ_З

Т_ЖЕСТЬ

СТ_РЫЙ

ШЛ_ПА

К_МЕНЬ

Т_НЕТ

Л_ПК_

М_ТА

К_ША

III. Заключительная часть

- Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А. Занятие закончено. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласные звуки или путешествие Красной шапочки» Конспект комплексного итогового занятия для обучающихся с ТНР в старшей группе Учитель-логопед высшей квалификационной категории Ефремова.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Школа будущего первоклассника. Конспект ООД «Гласные звуки» 1 Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Гласные звуки» Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: • коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

Логопедический проект «Дом, в котором живут гласные» Пояснительная записка 1. Актуальность. Дети младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи легкой степени, как известно, испытывают.

Лэпбук «Гласные буквы и звуки»Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия "гласные звуки и буквы";.

Проект «Поющие гласные и друзья согласные» (сокращенный вариант) Вид: Проблемно-исследовательская деятельность. Период: Краткосрочный. Цель: Повысить артикуляционные возможности.

Автор публикации:
Конспект занятия «Гласные А — Я»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Гласные А — Я»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана К в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД