Светлана
Конспект занятия «Гласные звуки или путешествие Красной шапочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного итогового занятия для обучающихся с ТНР в старшей группе Учитель-логопед высшей квалификационной категории Ефремова Светлана Витальевна
Тема: Гласные звуки или путешествие Красной шапочки. Цель: закрепить знания о гласных звуках. Коррекционно-обучающие задачи: - выделение звука [у] на слух в потоке и сочетании звуков; распознавание по беззвучной артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [э]; определение гласного звука в середине слов; звуковой анализ слова ВОЛК; слияние первых звуков в названиях картинок в слог. - уточнение представлений детей о основных фонетических понятиях: “звук”, “гласный звук”, «согласный звук», “слог”, “слово”; - соотнесение зрительных образов букв с соответствующим звуком, дифференциация понятий – “звук” и “буква”; - совершенствование грамматического строя речи: практическое усвоение образования относительных прилагательных от существительных; образование существительных с помощью суффиксов -ик- и -ищ-; - автоматизация поставленных звуков на базе стихов (свистящих, шипящих;[л]). Коррекционно-развивающие задачи: - закрепление умения определять эмоциональные состояние человека и передавать их в мимике, речи и движениях; - развитие памяти, внимания, восприятия, мышления; - развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Воспитательные задачи: - воспитание у детей умения работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование: Демонстрационный материал: картина с изображением Красной шапочки в лесу; изображения домов из кирпича, дерева, глины, соломы, льда; схема для характеристики звуков; магнитные и деревянные гласные буквы, символы для обозначения гласных звуков; мяч; игра "Тропинка из гласных звуков". Раздаточный материал: пеналы с цветными символами звуков, предметные картинки односложных слов, картинки для определения первых звуков в слове и слияние этих звуков в слог; изображение дома с гласными буквами; красные карандаши.
Темочки:
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- «Красная шапочка», Ш.Перро
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Ход занятия Организационный момент (психогимнастика). Учитель-логопед: Добрый день! Сегодня мы будем путешествовать! Вы удивились? Наверное, нас ждет что-то интересное, давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются). К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода (дети хмурят брови). Мы умеем удивляться, Мы умеем улыбаться, Мы умеем хмуриться! Выполнение действий по тексту
Учитель-логопед: Посмотрите на картинку, кто идет по дороге?
Ребенок наизусть (автоматизация звука [ш]) :
Шла Красная шапочка по дорожке.
Мимо каштана могучего,
Мимо шиповника колючего,
Мимо елочек с шишками,
Камышей с лягушками.
Прямо к бабушкиной избушке
На опушке с ромашками.
Учитель-логопед: Мы сегодня отправимся вместе с Красной шапочкой.
I Основная часть. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. 1. Учитель-логопед: Посмотрите на Красную Шапочку и догадайтесь, какой звук она произносит (определение звука по артикуляции? Дети: Звук [а]. Учитель-логопед: Тянем ниточку [а]. Какой это звук? Гласные тянутся в песенке долгой, Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу звать и аукать,Но не желают свистеть и ворчать. 2. Учитель-логопед: УУУУУУ. Как вы думаете, кто может издавать такой звук? Такой звук мы слышим, когда воет волк. Тянем ниточку [у], тоже гласный. Выделение гласного [у] из потока звуков. Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки, которые он будет произносить и спрятаться, услышав [у]. 3. Учитель-логопед: Животные издают (производят) звуки, а люди произносят звуки речи. Назовите, какие еще гласные звуки вы знаете. Дети: гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Догадайтесь, какой звук я произнесла (беззвучная артикуляция). А какого цвета шапочка у девочки? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Сегодня на занятии звуки помогут Красной Шапочке обхитрить Волка и найти дорогу к дому бабушки. 4. Соотносим гласные звуки со зрительным символом. Идем по тропинке из символов гласных и произносим звук, наступая на символ. 5. Определение гласного звука в середине односложного слов (на столах картинки). Сядет тот, кто определит гласный звук в названии картинки. 6. Звуковой анализ слова. Характеристика по схеме слова ВОЛК. Учитель-логопед: Какой первый звук в слове? Возьмите соответствующую фишку и положите первой. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь. Учитель-логопед: Какой гласный звук в слове ВОЛК? Следующий? Какой звук в конце слова? Сколько всего звуков, сколько гласных звуков, а сколько слогов, сколько согласных (ответы детей). Мы не станем разговаривать с волком, а сами найдем дорогу к дому бабушки. Тогда волк решил зарычать на нас: РЫ. Какой гласный мы услышали? 7. Дифференциация гласных Ы-И в слогах. Учитель-логопед: Согласные звучат твердо перед гласным Ы, но нам на помощь пришел добрый гласный И, перед ним согласные звучат — мягко. Игра «Волшебники» : учитель-логопед бросает мяч ребенку и говорит прямой слог с гласным Ы, ребенок возвращает мяч проговаривая слог с гласным И (РЫ-РИ; ПЫ-ПИ; МЫ-МИ). 8. Индивидуальная работа (определение первого звука в слове и слияние прямых слогов) Учитель-логопед: Посмотрите на картинки, определите первые звуки в названии и образуйте слог.
9. Учитель-логопед: Мы знаем, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем (сопровождаем показом). Буквы дома для звуков, а вот и дома где живут люди.
II Формирование лексико-грамматических категорий. 1. Образование относительных прилагательных. Учитель-логопед: Перед нами дом из кирпича, он какой? Из дерева, какой? Из соломы? И т. п. А в каком доме живет бабушка Красной шапочки? (ответы детей) 2. Развитие общей моторики, координация речи с движением. Образование существительных с помощью суффиксов -ик- и -ищ-. Учитель-логопед (сопровождает показом) :У бабушки дом (стоит руки на поясе, а маленький дом мы как назовем (приседает? А огромный дом (встает, руки вверх? (домик-дом-домище). У бабушки нос, у Красной шапочки носик, а у волка носище (нос-носик-носище); аналогично: рот, живот, холм, кот. Итог занятия. О чем мы говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Какие звуки речи мы знаем? Чем звуки отличаются от букв? Звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести. У каждого есть дом, вот и звукам пора отправиться по домам: достань букву и назови ее. Игра «Волшебный мешочек», дети определяют гласную букву тактильно.
Домашнее задание: В доме бабушки спрятались гласные буквы, отыщите их и обведите красным карандашом.
Литература:
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2007.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис-Пресс, 2007.