Зоя Рогова
Конспект занятия «Федорино горе» в средней группе с использованием технологии продуктивного чтения-слушания и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
с использованием технологии продуктивного чтения – слушания и ИКТ
«Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Программное содержание:
• Познакомить детей с новым произведением.
• Формировать умение понимать содержание, сопереживать героям посредствам вопросов, беседы.
Публикация «Конспект занятия „Федорино горе“ в средней группе с использованием технологии продуктивного чтения-слушания и ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Средняя группа
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать диалогическую речь, обобщать и активизировать словарь: сито, корыто, неряха – замараха, кочерга, самоварище, расфуфырили, тараторят и др.).
• Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения: бережное отношение к своим вещам.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
- Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.
- Что делают гостеприимные хозяева, когда к ним приходят гости? (Угощают чаем).
- Что нам нужно для чаепития? (Посуда и угощение).
- Дети, приглашаю вас в игровой уголок, помогите мне накрыть на стол. (Дети обнаруживают, что посуды нет.)
- Посуды нет. Но на столе лежит угощение (коробка конфет).
- Что же это за угощение здесь? (Открываем коробку).
- В коробке лежит книга, называется она «Федорино горе», написал ее Корней Иванович Чуковский.
- Ребята, а вы когда-нибудь видели, чтобы посуда по улице гуляла?
- А вот автор сказки «Федорино горе» К. Чуковский видел. (Показать портрет автора). Хотите узнать, как это происходило? Тогда усаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте. Слайд 1
(чтение сопровождается показом иллюстраций из презентации «Федорино горе»)
1
Слайд 2
Скачет сито по полям, (Это такая посуда через которую просеивают муку)
А корыто по лугам. (Корыто – большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота. Бывает деревянное, железное корыто)
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы. Слайд 3
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму». (Просто удивительно, посуда вдруг сама идет по улице)
2
Но, как чёрная железная нога, Слайд 4
Побежала, поскакала кочерга. (- Кто-нибудь знает, что такое кочерга?
Кочерга – длинная железная палка, которой мешают угли в печке, можно и сейчас увидеть в деревне)
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит. (Тяжело посуде идти)
Утюги бегут покрякивают, (значит издают такие звуки)
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки, Слайд 5
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол Слайд 6
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл.
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит (Из самовара пили чай в старину. Обычный – самовар, а этот большущий – значит самоварище)
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
3
А за ними вдоль забора Слайд 7
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто: Слайд 8
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!» (- Почему вещи возвращаться не хотят)
Тут Федорины коты Слайд 9
Расфуфырили хвосты, (Распушили)
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить: (- Как вы думаете, почему коты решили помочь Федоре)
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми? (значит совсем маленькими)
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
4
Мимо курица бежала Слайд 10
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!» (Вот почему посуда ушла от Федоры)
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!» (Даже курица пожалела посуду)
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе (Неряхой называют человека, который не заботится о своих вещах, не содержит их в чистоте: не моет и не стирает их.)
Не воротимся!»
5
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам. (Побежали прочь от такой неряхи-замарахи)
А бедная баба одна, Слайд 11
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
6
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!» (Устала посуда)
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора Слайд 12
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей. (Вот как хорошо. Почему, ребята, Федора, стала доброй)
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!» (- Поверила посуда Федоре?
Посуда оказалась доброй, простила бабушку и вернулась к ней)
7
Долго, долго целовала Слайд 13
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь! (Сколько посуда всего умеет делать)
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Слайд 14
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
- Понравилась вам сказка?
- О ком в ней рассказывается? (О бабушке Федоре)
- Какое горе случилось у Федоры? (Посуда ушла)
- А ведь посуда была трудолюбивой, она помогала ей готовить: самовар угощал сладким чаем, кастрюли варили, сковородки жарили. Как вы думаете, почему посуда рассердилась на Федору и ушла от нее? (Федора не мыла посуду, «Не любила нас она, била, била нас она, запылила, закоптила, загубила нас она!»)
- Все правильно, если лениться, не ухаживать за своими вещами, которые нам с вами помогают каждый день, то они могут уйти к другим хозяевам, которые будут о них заботиться. Вот и Федора это поняла, поэтому посуда к ней вернулась.
- Дети, где же наша посуда? Как вы думаете, где может быть наша посуда, если ее нет в игровом уголке?
- Да, вот же она, лежит у нас на подоконнике. Мы вчера ее вымыли вместе с остальными игрушками.
Кукла Маша: - Какие вы молодцы, какая посуда у вас вымытая, чистая. Какие вы сами красивые, опрятные, заботитесь о своих вещах и игрушках. поэтому они от вас никогда не убегут.
- А сейчас кукла Маша мы напоим тебя чаем.
Дидактическая игра «Чаепитие для куклы Маши»