Ольга Иванова
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Загадки — отгадки!» (русский народный фольклор)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с мудростью русского народа - загадками; показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских фольклористах.
Задачи:
1. Образовательные
• способствовать развитию интереса к русской национальной культуре, народному творчеству;
• приобщение детей к истокам русской народной культуры;
• вызвать желание с помощью воспитателя придумать загадку;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• обогащение словаря словами (народный фольклор, фольклористы).
2. Развивающие
• формировать умение слушать и участвовать в придумывании загадок;
• способствовать развитию любознательности, речи у детей;
• развивать внимание, память, мышление, творческие способности.
3. Воспитывающие
• формировать социальные навыки;
• воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Ход занятия:
(За ширмой раздается смех Петрушки)
Воспитатель (В.) : - Ребята, кто это так весело смеется за ширмой? Отгадайте.
Ответы детей.
(В.) : - Правильно, это Петрушка!
_ Здравствуйте, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение, такое хорошее настроение, что я решил к вам в гости зайти и позагадывать загадки. Да такие трудные, что вы ни за что не отгадаете!
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака.)
По синему небу белые гуси плывут. (облака)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка.)
Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади - метла. (корова)
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Зеленая, но не огурчик, прыгает, но не кузнечик (лягушка)
- У-у-у, с вами неинтересно, все загадки отгадали.
- А теперь, Петрушка, ты наши загадки отгадай!
- Я все отгадаю! Даже лучше вас. Вот увидите. (Петрушка отгадывает, ошибается, путается, расстраивается.)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот. (репа)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (самовар)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет. (метла)
Сам худ, голова с пуд,
Как ударит, крепко станет. (молоток)
(Петрушка не может отгадать ни одну загадку.)
- У-у-у, С вами неинтересно! Какие-то загадки неразгадываемые придумали! Их никто никогда не отгадает.
(В.) : - Не волнуйся, Петрушка, все загадки можно разгадать.
(В.) : - Ребята, а как вы думаете, кто придумывает загадки?
Ответы детей.
(В.) : - Ребята загадки еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)
(В.) : - Петрушка, как я уже сказала, что все загадки можно отгадать. Ведь их придумал - народ. Но для этого нужно немножко поучиться. Сейчас мы тебя научим разгадывать загадки. Слушай внимательно.
Угадайте, что за шапка.
Меха - целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
А теперь подумай хорошо: кого надо искать?
- Живое существо, покрытое мехом, похожее на шапку.
- Где искать?
- «Шапка бегает в бору». И дополнительная характеристика для шапки: «У стволов грызет кору». Связав воедино все признаки, находим отгадку - это заяц.
(В.) : - Ребята, а давайте сами будем придумывать загадки, ведь не обязательно знать их наизусть.
(Воспитатель показывает картинки, дети составляют загадки.)
(В.) : - Петрушка, а ты знаешь, сколько загадок придумали люди?
- Нет, не знаю.
(В.) : - Очень-очень много. Существуют загадки про овощи, фрукты, про животных и птиц, про бытовые предметы, про явления природы и др. Каждый ребенок с детства знает уже много разных загадок. Яркие, живые, образные, смешные, они легко запоминаются и навсегда остаются с нами. Сколько живет на Земле человек, столько живут и загадки. На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые придумывали загадки. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой мир, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на мир внимательными зоркими глазами, замечать всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.
Русские загадки - это поэзия народного языка. Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, учат видеть прекрасное. Загадки собираются в большую копилку народной мудрости. Известными русскими фольклористами В. Далем, И. Худяковым, Д. Садовниковым собрано великое множество загадок, которые публикуются в книгах и бережно хранятся всеми поколениями. Мама загадывает загадки своему сыну, а когда сын вырастет, то загадает их своей дочке. Так и будут люди много лет помнить загадки. Загадки дошли до нас с вами, мы их запомним и научим младших детей.
(В.) : - Ребята, а хотите мы тоже, как русские фольклористы, будем собирать загадки. У нас есть пустой альбом, давайте мы его сейчас попробуем заполнить загадками, которые вы придумали. Я их запишу, а вы нарисуете.
- Вот здорово! Про меня, про Петрушку, не забудьте написать загадку.
- До свидания, ребята, до следующей встречи! (Петрушка уходит)
Физкультминутка
(русская народная игра «У медведя во бору»)
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Дети рисуют свои загадки.