Армине Арутюнян
Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
Арутюнян Армине Эрнестовна (a-armine-e@yandex.ru)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 146»
Публикация «Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируется нравственные привычки, обогащаются знания о природе яркие оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения ласковый говорок фольклорных произведений, вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного, поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить практически невозможно. Мы решили взять эту тему, так как фольклор помогает и развивает речь. Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывая в себя особый вид и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развивать умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая подмечать вторичное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогают усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш сразу же после рождения-мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками. Многие потешки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми. Поэтому в коррекционной работе активно используются возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Русские народные песенки, потешки и прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песенки вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психологическому развитию ребенка, подготавливая положительный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Народный фольклор называют также народной дидактикой. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фоном, звукосочетаний, звукоподражаний, позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Народные потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьер группы мы включили элементы русского декоративно-прикладного искусства. Создание в групповой комнате фрагмента русской горницы, помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины путем его действенного познания. Кроме того, большую роль фольклору стали уделять и в планировании занятий и режимных моментах, создав, необходимые условия для приобщения детей к русскому народному фольклору перешли к решению основных задач по развитию речи. Большое внимание уделили сочетанию словесного и наглядного методов, используя сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки. Благодаря комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка : стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками. Совместная деятельность с родителями в рамках проекта «Русская горница» - все это дает детям простор для активной творческой деятельности, ребенок реализовывает свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Расширяется простор и для творческой активности педагогов. Проект позволил вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.
Литература
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007. 130 с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения/ А. Г. Арушанова. М. : Мозайка-Синтез. 2004. 128 с.
Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников/М. Асташина// Дошкольное воспитание. 2007. №3. С. 61-68.
Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание. 2004. №9. С. 47-49.
Бахметьева Т. И., Соколова Г. Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. /Академия развития//Ярославль. 2000.224с.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. М. :Мозайка-Синтез. 2010.112с.
Вакуленко Ю. А. Игры, праздники, забавы в ДОУ. Учитель. Волгоград. 2009.215с.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2010.304с.