Наталья Храмова
Музыкальная гостиная «Русский народный инструмент — балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента - балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.
Задачи:
Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;
Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.
Публикация «Музыкальная гостиная „Русский народный инструмент — балалайка“» размещена в разделах
Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
Предварительная работа:
- Подбор материала об особенностях звучания и строения музыкального инструмента Балалайки.
- Подготовка презентации.
Оборудование:
- видеоаппаратура, Балалайка, фортепиано, русские народные инструменты (бубны, ложки, трещотки, бубенцы);
- видеоролик программы «Галилео» об особенностях балалайки.
Звучит спокойная русская народная мелодия, дети входят в зал и рассаживаются по местам.
СЛАЙД №1
Ведущий: Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга, подадим руку и пожмём руку соседа. А теперь послушайте, как на Руси друг друга приветствовали.
Звучит песня в исполнении ансамбля русской песни «Заряница» - «Рады мы вас видеть»
СЛАЙД №2
- Песня всегда сопровождала человека и в труде и во время праздника. Песни бывают разные: спокойные,весёлые, печальные. Мы с вами слушали сейчас песню – приветствие «Рады мы вас видеть». Она звучала в исполнении хора и русских народных инструментов. Ребята, скажите пожалуйста, какие инструменты вы слышали? – ответы детей.
- Верно, звучали баян или гармонь, балалайка.
- Какая по характеру была песня? (спокойная, протяжная)
- У меня есть музыкальная коробочка, в которой лежат русские народные музыкальные инструменты. А какие – вам придётся отгадать.
После загадок, воспитатели раздают детям музыкальные инструменты. СЛАЙД №3
Загадки:
1. Музыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть. (ложки)- дети младшего возраста
2. Я сыграю от души
ритм очень трудный.
Что звучит? Скорей скажи?
Непоседа (бубен) – дети старшего дошкольного возраста
3. Тараторит, словно тётка.
Называется….
(Трещотка) – дети старшего дошкольного возраста
4. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
(Бубенцы) – дети младшего дошкольного возраста
5. Инструменты в руки взяли,
дружно громко заиграли.
Нам играть не надоест.
Что создали мы? (оркестр)
Воспитатели раздают инструменты детям.
Звучит плясовая русская народная мелодия. Оркестр.
СЛАЙД №4
Ведущий: - Ребята, я вам уже рассказывала о музыкальных инструментах.
Инструменты, на которых вы играли, не простые – русские народные. Когда-то на них ваши прапрабабушки играли и своих правнуков потешали.
- Скажите, а с помощью какого музыкального инструмента отпугивали злых людей со двора? (изображает игру на трещотке)
СЛАЙД №5
- Какой музыкальный инструмент крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет? (бубенцы).
СЛАЙД №6
- Ребята, у меня есть еще один инструмент. Отгадайте какой.
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент.
(балалайка)
СЛАЙД №7
Звучит русская народная мелодия в исполнении балалайки.
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
СЛАЙД №8
Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент….как? (балалайкой).
Посмотрите – вот она.
Видеоролик «Галилео» о балалайке. (интернет ресурсы)
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.
Смотрят видеоролик игры на балалайке.
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из…тыквы.
Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.
СЛАЙД № 9
Ведущий: - Знаете ли вы, что именно в Тверской области в городе Бежецке поставлен первый памятник русской балалайке.
СЛАЙД №10
И даже есть такой ежегодный международный праздник музыкантов - народников «День балалайки», который проводится летом и собирает огромное количество музыкантов, но кроме россиян, никто не умеет так хорошо играть на балалайке. И именно в Тверской области жил человек Василий Васильевич Андреев, который возродил балалайку, и многие другие русские народные инструменты.
Ну а теперь, выходите ребята, да под балалаечку весело спляшите!
ОБЩЯЯ ПЛЯСКА
После пляски дети сели на места.
Ведущий: стихотворение Владимира Кулаева «Три струны на балалайке».
Фон – играет балалайка.
СЛАЙД №11
Нам известна балалайка
С незапамятных времён!
Ну, а вот, пойди, сыграй-ка!
Не умеешь? Не учён?
Три струны на балалайке,
За околицей бренчат,
И в дому и на лужайке
Созывают в круг ребят.
Любо-дорого послушать,
Что расскажут три струны,
Запоют на воле души
Песни русской старины!
Не забудем эти звуки!
Балалайка и гармонь –
Это радость, это муки.
Ты вот только струны тронь!
- Вот и закончилась наша встреча знакомство с русским народным инструментом – балалайкой.
СЛАЙД №12
Ребята, что вам больше всего понравилось из того, что вы узнали о балалайке?
- Ответы детей.
- 23 июня все, кто любят этот музыкальный инструмент, отмечают праздник, который так и называется «День балалайки».
На этом наша музыкальная гостиная закрывается. До свидания.