Наталья Кудрина
Конспект занятия по развитию речи «Русский фольклор» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи (Русский фольклор) в подготовительной группе
Тема: «В гости к бабушке Даши»
Цель: Уточнить представления детей о разных формах фольклора.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Русский фольклор“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: Помочь детям вспомнить потешки, песенки, заклички, колыбельные, мирилки, скороговорки, загадки, считалки, их назначение, учить громко и чётко произносить их; разучить: пословицы, закличку, скороговорку, небылицы.
Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества. Активизировать словарный запас детей. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности. Воспитывать добрые чувства друг к другу и пожилым людям.
Материал и оборудование:
- демонстрационный: герои русских народных сказок, кукла-младенец, письмо; грамзапись колыбельной песни, шум дождя, собака, кошка.
- раздаточный: счетные палочки
Предварительная работа:
- чтение произведений устного народного творчества для детей;
- рисование иллюстраций к русским народным сказкам, песенкам, потешкам, оформление выставки детских рисунков «Что за прелесть эти сказки!»
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитателю приносят письмо
-Ой, это письмо от моей бабушки! Ребята, а у вас есть бабушка?
У меня тоже есть любимая бабушка, а зовут её бабушка Даша. Это от неё пришло письмо, уж не заболела ли она? Читаю.
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпеньем
Уж готово угощенье»
Вы готовы отправиться в путь?
2 Что — то тучки набежали. (запись дождя)
Давайте позовём закличкой солнышко
Солнышко-вёдрышко!
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
Под окошком скачут!
Солнышко, нарядись! Красное, покажись!
На чём можно доехать до деревни?
Ответы детей
Отправляемся на поезде под песню : «Мы едем, едем, едем…»
Вот мы и приехали. А где же моя бабушка?
Заходят в дом.
Кажется её дома нет.
Воспитатель обращает внимание на героев из сказки.
-В каких сказках живут эти герои? Почему эти сказки называются русскими народными? Как они появились? (рассуждения детей)
-Жила – была в одной деревне бабушка. Совсем старенькая, лежит целый день на печи и сказки придумывает, а внуки слушают. А внуки когда выросли стали эти сказки своим детям рассказывать. Вот так - от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам - и переходили сказки. А сочинил сказки - народ русский -вот и получились русские народные сказки.
Раздаётся плач ребёнка.
- Ой, что это, ребята? Кто-то плачет! (Обращает внимание детей на малыша в колыбельке).
- Это плачет наша малышка Маша. Она проснулась и заплакала. А что мама обычно делает, чтобы успокоить малыша, чтобы он уснул? (Поёт ему колыбельные песенки)
- Ребята, присядьте на коврик. А ты, Тая, возьми, укачай малыша, спой ей колыбельную.
- Ребята, с самого раннего детства в нашу жизнь входят народные песенки, потешки, пестушки, которые напевает мама. А какие народные песенки, потешки вы знаете? (Дети читают «Потягушки», «Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса» и другие)
- Ребята, а вы помните, как зовут нашего малыша, который мирно спит в своей колыбельке? (Её зовут Маша.) Давайте произнесё м это имя: Маша (произносят нараспев, выделяя, протягивая голосом каждый звук).
Пригласить детей сесть за стол.
Кто хочет пойти к доске и составить слово Маша из наших звуков.
- Давайте с вами выложим из счетных палочек имя Маша.
- Ребята, проверьте, вы так выложили это слово?
- Давайте все вместе прочитаем: Ма-ша. Ребята, посмотрите на доску и скажите, сколько звуков в слове «Маша»? (4) А сколько букв? (4)
- Ребята, произнесите слово по слогам.
- На какой звук падает ударение? (На звук А) На 1-ый или 2-ой звук А? (На 1-ый)
- Молодцы, ребята, все задания выполнили верно. Положите пожалуйста счетные палочки на место
Заходит бабушка
- Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки,
Как я рада вас здесь видеть.
Спасибо, что пришли.
Ой, люблю я гостей встречать.
Ну, мои хорошие, отгадайте-ка мои загадки и тогда узнаете кто живёт со мной.
1 «Посреди двора стоит копна,
Спереди — вилы, сзади — метла»
2 «Живет под крылечком, хвост колечком»
3 «Он копытом землю роет,
Вьётся пламя золотое
Из расширенных ноздрей,
Хочет он скакать быстрей»
4 «Мягкие лапки, а в лапках цап царапки»
А где же мой кот Васька и щенок Шарик, идите помогите мне пончики постряпать ко мне гости пришли
Опять спрятались (включается фонограмма кот с щенком дерутся)
А вот и мой кот Васька и щенок Шарик
Опять поссорились.
Как же мне им помочь?
Вы знаете мирилку?
«Чтобы солнце улыбалось
Нас с тобой согреть старалось
Нужно просто стать добрей
И мириться поскорей.
хватит вам уже сердиться
надо срочно помириться»
Вот спасибо мои хорошие, теперь они будут играть дружно.
- И всё таки они убежали, ну проказники, не захотели мне помочь
Бабушка предлагает детям поиграть «Угадай животного»
Но для этого нужно выбрать водящего
С помощью считалки дети выбирают водящего. Дети делятся на две команды, загадывают звук какого животного они будут произносить. Подходит водящий и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети произносят звук животного, а он отгадывает.
(Бабушка начинает что-то быстро говорить)
- Бабушка, что ты там шепчешь так быстро?
Бабушка говорит скороговорку, дети повторяют
- белый снег, белый мел,
белый сахар тоже бел,
а вот белка не бела,
белой даже не была.
-А какие вы знаете скороговорки?
А еще на Руси придумывали небылицы.
-А вы знаете, что такое небылицы (дети рассказывают небылицы)
-Послушайте мою:
Рано утром вечерком, поздно на рассвете.
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
-Ребята какие вы молодцы, всё то вы знаете. Но у меня для вас есть угощение
(появляется Шарик и Васька)
- Работать вы не хотели, а на угощенье пришли. Не любите вы смотрю трудиться. Ребята, а вы знаете какую-нибудь пословицу о труде (дети говорят)
-Спасибо бабушка, но нам пора отправляться в детский сад. Встаем паровозиком и с веселой песней отправляемся в путь.
Приехали в сад
- Ребята, а где мы сегодня с вами были?
Мы сегодня с вами ещё больше узнали о фольклоре. А что такое фольклор?
Какие задания вам понравились больше всего? А что было трудно для вас?