Елена Гудкова
Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русский народный женский костюм.
Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой.
Публикация «Конспект занятия на тему „Русский народный женский костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: русская изба, кукла в национальном костюме, сарафан, душегрея, рубаха, кокошник, заготовки для аппликации, клей, салфетки.
Ход занятия.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.
- Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в каком костюме она одета, опишите ее наряд (ответы детей).
- Кукла Маша одета в русский национальный костюмы. А чтобы побольше узнать о костюме кукла нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь -
Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о ней начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. И хозяйка этой избы кукла Маша.
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь
Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.
- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).
(Воспитатель достает из сундука рубаху)
- Кто знает как эта вещь называется?
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).
- Из какой ткани шили одежду? (из льна).
-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
На Руси уж так идёт
Что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Вот, смотри идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.
Игра «Напёрсток» (пальчиковая)
- Вышивает, шьёт иголка
- Пальцу больно, пальцу колко
- А напёрсток в тот же миг,
- К девочке на пальчик -прыг.
- Говорит иголке – шей,
- А колоться ты не смей.
(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) (шьют и грозят пальцем)
Душегрея – короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди.
Кокошник.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Голова должна быть всегда прикрыта. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки, кокошники).
- А причёски? (коса).
-Какие головные уборы носили замужние женщины?, шамшуры – головной убор с платком, кичка).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
Такие богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.
- Скажите, а вы надевали на праздник русскую народную одежду?
-А что не доставало в вашем наряде? (головного убора)
- А хотели бы вы иметь такой кокошник?
- А где его взять? Предлагаю сделать самим для себя такой кокошник. (Звучит музыка, дети выполняют работу)
- Пришло время нам проститься и домой возвратиться. Скажем «спасибо» хозяйке за гостеприимство и интересную беседу.
.- Понравилось в гостях? Что нового и интересного узнали? Потрудились на славу. А за труд полагается награда -народные игрушки.