Ольга Баландина
Конспект занятия «Домик для матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать обобщенное представление о доме. Учить детей сооружать постройки с перекрытием, делать постройку прочной. Формировать умение выделять в реальных предметах их функциональные части (стены, пол, крышу, окно, дверь) и определять их пространственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди). Познакомить с понятием «Фундамент». Учить строить в заданной последовательности. Продолжаем сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Воспитывать заботливое отношение к игрушке матрешке.
Активизация словаря: фундамент, уютный, призма.
Материал:
Темочки:
- демонстрационный – матрешка большая, образец постройки дома;
- раздаточный – конструктивные детали : 2 кубика, 5 кирпичиков, 1 призма (треугольная, дополнительный материал для обыгрывания постройки, маленькие матрешки.
Предварительная работа: в утренний отрезок времени воспитатель строит дом для большой матрешки из крупного строителя.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Обращает внимание на гостей. Приветствие гостей. Проводит детей к воротам (из мягкого модуля).
Воспитатель: На полянке дом стоит,
Ну а путь к нему закрыт.
Я ворота открываю,
Деток в гости приглашаю.
- Чей же это дом? Кто же в домике живет? Загляните в окошко, посмотрите! (матрешка).
- Какой, ребятки, дом у матрешки?
Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает их.
Воспитатель: правильно, дом у матрешки : красивый, уютный, теплый, прочный, светлый. Расскажите, из каких частей состоит дом.
(Показывает на части дома, дети называют: стены, потолок, крыша, пол, окно, дверь).
Указывая на кубики, воспитатель объясняет, что это завалинка, она нужна для прочности дома (можно назвать «фундаментом»)
Раздается шум, в группу въезжает машина, которая везет матрешек. Воспитатель обращает внимание на грустное настроение матрешек. Призывает детей развеселить матрешек.
Физкультминутка:
«Мы матрешки, маленькие крошки».
Мы матрешки, вот какие крошки (приседаем)
А у нас, а у нас новые сапожки (выставляем ногу)
А у нас, а у нас чистые ладошки (хлопаем)
А у нас, а у нас яркие платочки (качаем головой).
Воспитатель: Не смогли мы развеселить матрешек, грустные они, плачут. Спросите, что они хотят, почему грустят? (спрашивает 2-3 ребенка)
Матрешка : Негде жить нам! Дом уютный хотим.
Воспитатель: Позаботимся, ребята, о матрешках, построим им дом? (подходим к столам, где заранее приготовлен строительный материал на каждого ребенка).
Вопросы:
1. Какие детали у вас на столе?
2. Какого цвета кирпичики?
3. Какого цвета кубики?
Воспитатель:
Детали, детали
Вы спать не устали?
Сегодня с утра
Нам строить пора.
Внимательно посмотрите, как я буду строить дом. Сначала строю фундамент, я его буду строить из кирпичика, положу его на широкую сторону (на спинку). Вот так. Это фундамент. теперь буду строить стены, стены строю из кирпичиков. Поставлю их на край фундамента с одной стороны и с другой, кирпичик ставлю на узкую короткую сторону. Еще один кирпичик поставлю впереди, на узкую длинную сторону (на бочок, чтобы получилось окно. Чтобы стены были прочные и не упали, сбоку приставлю кубики, с одной стороны и с другой. Вот так. Стены готовы, строю потолок, положу кирпичик сверху на широкую сторону. И поставлю крышу, треугольную призму.
Получился прочный дом, фундамент есть, стены есть, потолок, пол, окно и крыша.
Теперь вы приступайте к работе.
Воспитатель наблюдает и руководит работой детей, подсказывает последовательность, помогает. Закрепляет по ходу занятия полученные знания.
Индивидуальные вопросы:
Для кого ты строишь дом? Из каких деталей? (крупных или мелких) почему из мелких? Из чего ты будешь строить стены? На какую сторону поставишь кирпичик? Какую деталь возьмешь для крыши?
Воспитатель:
Все построили?
Было много кирпичей
Каждый был совсем ни чей,
А теперь детали
Крепко в домик встали.
Приглашайте матрешек в свой дом. Вошли в дом, посмотрели в окно, а на улице ничего нет, ни деревьев, ни цветов. Можно украсить свою постройку (выставляем дополнительный материал).
Вышла матрешка гулять, посмотреть на высокие деревья, понюхать цветочки. Погуляла и опять в дом вернулась.
Анализ:
Посмотрите, ребята, матрешки не грустят, а веселыми сидят. Они благодарят вас за вашу заботу, за такие уютные, красивые, светлые, прочные дома. МОЛОДЦЫ.
А теперь и мы, строители, отдохнем и повеселимся.
Проводится «Разноцветная игра».
Программное содержание:
- учить строить дом из кирпичиков, вертикально ставить их на небольшое расстояние друг от друга, а потом плотно прикладывать к ним с одной стороны горизонтально лежащий на длинной узкой стороне кирпичик;
- познакомить детей с новой строительной деталью – призмой. Вместе с детьми обследовать ее: показать пальцем уголки, проводить ладошкой по граням;
- готовить детей к определению основных частей постройки (дом, стены, крыша, окно);
- развивать желание общаться. Учить игровым действиям.
Словарная работа:
- активизация существительных: зайка, дом, стена, крыша, уголок, кирпичики, окно, ленточки, солнышко;
- прилагательные: большой, маленький, ровная, гладкая, острая, уютный, красивый прочный;
- предлоги: в, над, под.
Материал: 3 кирпича синего цвета (крупный и мелкий строитель, призма (красный цвет, мягкая игрушка (большой зайка, маленькие зайчики для обыгрывания.
Ход занятия.
Дети входят в группу, слышится плач.
Воспитатель: Послушайте, дети, кто тут плачет? Пойдемте, поищем (находим зайку).
Воспитатель: Оленька, спроси: «Почему ты, заинька, плачешь?»
Зайка: У меня случилась беда, поднялся сильный ветер и сломал мой домик,в котором я живу
Воспитатель: Дети, как помочь зайчику?
Дети: новый домик построить (воспитатель предлагает повторить, что дети будут строить)
Воспитатель: Не плачь, заинька, мы тебе построим новый дом. Дом будем строить из кирпичиков синего цвета. Из чего будем строить дом? (из кирпичиков)
Воспитатель: Юра, дай мне, пожалуйста, кирпичики красного цвета. Спасибо. Воспитатель: Ребята, смотрите, я ставлю кирпичик на короткую, узкую сторону. Вот так. А другой кирпичик чуть дальше. Это стены. Скажи, Оля, что это? (стены) (хоровое и индивидуальное проговаривание)
Воспитатель берет призму и показывает детям «Что это за кирпичик такой? Посмотрите, ребята, он похож на крышу. Проведите по ней ладошкой. Вот такая крыша! Найдите на крыше уголки (жест пальцами) Так что же это у нас такое? (дети – хоровые ответы, умнички, дети. Чтобы зайке было уютно в домике, мы поставим крышу вот так.»
Воспитатель: Куда наш зайка будет смотреть?
Дети: В окошко!
Воспитатель: Приставим еще один кирпичик на длинную узкую сторону. Вот так. Это окошко, вот у тебя, зайка есть теперь красивый домик с синими стенами, красной крышей и окошком (обыгрывание). А теперь, малыши. Стройте для заиньки домик, он хочет к каждому в домик прийти.
Дети строят, а воспитатель объясняет и помогает индивидуально.
Это чей, это чей
Новый жом из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы зайки жили в нем.
Зайка заходит в гости в каждый дом.
(Раздается снова плач)
Кто там еще плачет? Давайте, дети, поищем (дети находят маленьких зайчат)
Лена, спроси, почему зайчата плачут?
Нам холодно!
Воспитатель: Давайте, мы для них тоже построим домики, только из маленьких кирпичиков (дети строят за столами).
Воспитатель дает оценку от имени зайки каждому ребенку:
- вот у Оли чудесный домик получился;
- у Юры крыша прочная, не промочит дождь зайку;
- вот какие домики получились удобные, прочные, уютные.
Воспитатель: Зайка и зайчата очень рады, что вы их выручили из беды, поэтому хотят вас угостить (угощение яблочками).
Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми