Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия для воспитанников 5–6 лет «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Художественная литература» для воспитанников 5 – 6 лет по теме «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы»
Цель: закрепление умений пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений.
Программные задачи:
Расширить и закрепить представления детей о характерных признаках зимы.
Публикация «Конспект занятия для воспитанников 5–6 лет „Заучивание стихотворения И, З, Сурикова „Зима“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Заучивание стихотворений
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Упражнять в подборе и согласовании прилагательных к существительными. Расширить активный словарь детей словами «побелело», «пеленою», «принакрылся», «чудной», «непробудно», «морозцы».
Закрепить умение выразительно исполнять поэтическое произведение, передавая свое отношение к его содержанию. Помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его с опорой на мнемотаблицу.
Воспитывать культуру чтения, интерес к поэтическому слову, эмоционально позитивное отношение к литературному произведению.
Предварительная работа:
Беседа о поэте И. Сурикове, рассматривание иллюстраций, картин о зиме, изображений зимнего леса, чтение стихов, рассказов о зиме, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов, загадок с помощью мнемотаблиц, составление мнемотаблиц по стихотворениям, коротким рассказам.
Материал: электронная презентация, экран, мультимедийный проектор, мнемотаблица, мяч, снежинка, иллюстрации о зиме, портрет И. Сурикова, снежинки синие, голубые, белые по количеству детей.
Начало занятия:
Слайд 4
1. Игра – приветствие «Доброе утро».
Задача: формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе,
Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Воспитатель (В): Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Ребята. Вы умеете отгадывать загадку?
2. Загадка о зиме.
Задача: создать проблемную ситуацию; упражнять в выделении характерных признаков зимы.
В. : Попробуйте отгадать, кто это?
Слайд 5
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня. (Зима)
Слайд 6
3. Вопросы к детям:
Задачи: закрепить умение рассуждать, делать выводы.
- Вы любите зиму?
- Почему вы ее любите?
Ход занятия:
Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
1. Игра «Назови признак зимы».
Задача: закрепить представления детей о характерных признаках зимы.
На столе (на экране) перед детьми лежат иллюстрации изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете зимы, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».
Слайд 18
2. Игра «Какой? Какая? Какое?»
Задача: упражнять в подборе и согласовании прилагательных и существительных.
В. : Предлагаю встать в круг. Я буду бросать каждому мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.
- Зима какая?
- Солнышко какое?
- Небо какое?
- Погода зимой какая?
В. : Вот сколько красивых слов мы можем сказать о зиме. А сейчас, расскажите мне, какие признаки зимы вы знаете.
3. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима».
Задача: познакомить с поэтическим произведением о зиме.
В. : Ребята, внимательно послушайте очень красивое стихотворение о зиме. Оно так и называется «Зима». Его написал поэт Иван Захарович Суриков.
Слайд 19
Воспитатель выставляет портрет И. Сурикова.
Послушайте, пожалуйста.
Слайд 20
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
4. Короткая беседа по содержанию стихотворения.
Задача: вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное поэтическое произведение, активизировать словарь.
Вопросы к детям:
- Ребята, вам понравилось это стихотворение? (Ответы детей)
- О чем это стихотворение? (о зиме)
- Какой снег в воздухе кружится? (белый снег, пушистый)
- Как заснул тёмный лес? (крепко, непробудно)
- Какими стали дни? (короткие – коротки)
- А что говорится про зимнее солнце? (солнце светит мало)
- Что случилось, когда настала зима? (вот пришли морозы – морозцы)
Слайд 21
5. Физкультминутка «Танец снежинок».
Задачи: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.
В. : А теперь немного отдохнем. Я превращаю вас в снежинок. Вы стали легкими, пушистыми и полетели.
Дети становятся врассыпную и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим. (кружатся легко, руки в стороны)
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим. (наклоняются, машут руками внизу)
Покружимся над садом
В холодный день зимы (кружатся, руки в стороны)
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы. (приседают)
Танцуем над полями, (выполняют танцевальное движение по желанию)
Ведем свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет. (становятся в круг, заводят хоровод)
Слайд 22
6. Чтение стихотворения детьми совестно с воспитателем.
Задача: помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его с опорой на мнемотаблицу.
В. : Отдохнули? (ответы детей) А теперь я вам предлагаю выучить стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима», которое я вам прочитала. Хотите? (ответы детей) Для того, чтобы вам было интереснее и легче запомнить стихотворение, предлагаю воспользоваться картинками.
Дети вместе с воспитателем 2 раза читают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 23
7. Игра «Продолжи».
Задача: помочь детям запомнить поэтическое произведение.
В. : Сейчас поиграем в игру, которая называется «Продолжи». У меня есть волшебная снежинка. У кого она окажется, тот ребенок и продолжает стихотворение. Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете. А картинки вам помогут.
В. : А теперь я передаю снежинку девочкам. Они расскажут стихотворение тихо.
В. : А теперь снежинка у мальчиков. Они нам расскажут стихотворение громко.
В. : Молодцы все прочитали хорошо.
Слайд 24
8. Совместное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Задача: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Зима».
В. : А сейчас проверим, сможете ли вы рассказать стихотворение самостоятельно.
Чтение стихотворения детьми по желанию с опорой на мнемотаблицу.
Окончание занятия
1. Подведение итогов.
Вопросы к детям:
- О чем мы сегодня говорили? (о зиме).
- Какое стихотворение вы запомнили?
- Кто написал стихотворение «Зима
- Что помогло нам запомнить стихотворение?
В. : Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.
Слайд 25
2. Релаксация.
В. : Ребята, перед вами снежинки разного цвета. Предлагаю выбрать для себя снежинку.
Белую – если вы справились со всеми заданиями,
Голубую – если у вас что-то не получилось,
Синюю - если вы совсем не справились с заданиями.
Дети выбирают снежинки.
В. : Эти снежинки принесите домой, расскажите своим родным стихотворение, которое сегодня выучили наизусть.