Татьяна Самохина
Конспект занятия для старших дошкольников «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России.
Задачи:
• знакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны;
• обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; развивать мелкую моторику;
• воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, симпатию к сверстникам военных лет.
Предварительная работа: экскурсия в школьный музей боевой славы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
• запись песни «Священная война»;
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• музыка «Вечный огонь» Г. Комарова (в записи);
• иллюстрации военных лет;
• заготовки для писем, простые карандаши;
• набор игрушечной военной техники;
• палочки, камешки, шишки – для игры.
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Воспитатель: Приближается всенародный праздник 9 Мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?
Ответы детей
Воспитатель: В этот день, много лет назад, закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал Победу в тылу. Сегодня я расскажу вам о детях войны.
Звучит фрагмент песни «Священная война».
Воспитатель. Когда началась война - все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага и мужчины уходили.
Женщины оставались дома. Они работали врачами, медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов, работали в поле, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки.
Показ иллюстрации.
В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.
Воспитатель: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали. Давайте и мы прочтём стихи.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит - против нас!
(С. Михалков)
Стелются тёмные тучи, молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
(А. Сурков)
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны.
(В. Губарец)
Воспитатель: Трудились дети и на заводах : помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми (показ иллюстраций). Как вы думаете, легко им было?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, дети очень уставали. Бывало, кто – то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечером, вместе с взрослыми, дети патрулировали улицы городов, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолёты не могли сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налётов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров.
А ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть за столы и тоже написать письмо. Но для начала приготовьте свои пальчики, мы с ними немножко поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки».
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка.
Ну а ладошки не отстают, следом за ним весело бьют.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы тоже не отстали.
Последовательно стучим кулачком о кулачок и хлопаем в ладоши.
Воспитатель: Хорошо! Теперь возьмите приготовленные листы бумаги и по точкам обведите буквы.
Проводится упражнение на развитие мелкой моторики. Когда задание будет выполнено, воспитатель читает, что получилось: «Желаем Победы!»
Воспитатель: Во время войны дети помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?
Показ иллюстраций.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков?
Ответы детей.
Воспитатель: Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.
Воспитатель: Хотите тоже побывать в роли разведчиков?
Проводится игра «Юные разведчики».
В комнате, в хаотичном порядке, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даё тся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и доложить командиру (воспитателю).
Воспитатель: Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель, поливали их, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых, овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зёрнышка не пропало. Трудились дети от рассвета до заката (показ иллюстрации). Как вы понимаете эти слова? (Работать целый день, не зная отдыха.) Давайте вспомним пословицы о труде.
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
Ответы детей.
Воспитатель: В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами (показ иллюстраций).
Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.
Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Почтим память погибших минутой молчания.
Воспитатель:
Дни весны наступающей им не даны.
На минуту встаньте, товарищи,
В память всех не пришедших с войны!
звучит музыка «Вечный огонь» Г. Комарова. Все встают.
Дети читают стихи :
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
(Л. Некрасова)
Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр, учёный иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог,
Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг.
(М. Исаковский)
За страну родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.
Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережёт и границы стережёт.
За великие дела: Слава, слава и хвала!
Воспитатель:
Пусть наши дети подрастают
И в военные игры только играют.
Пусть будет мир на всей Земле
«Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Рефлексия.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.