Ирина Брюхачева
Конспект занятия «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети войны».
Воспитатель : вам сейчас 5-6 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строятся новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вам невозможно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как сладкий утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны : 22 июня 1941года. (слайд № 1-2) .
Публикация «Конспект занятия „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война (слайд № 3) .
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьё зно:
Страдали тяжко дети от войны… (слайд 4)
Все кто мог, ушли на фронт. Среди бойцов были мужчины, немного женщин и даже дети которым едва исполнилось 12-13 лет. Старики, матери и дети остались дома и также, но без оружия в руках, помогали фронтовикам идти к победе. Они собирали теплые вещи, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах. Время было тяжелым. (слайд 5-6)
Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал детдом, в худшем – лагеря фашистов, где дети работали, изнемогая от тяжести, боли и голода. (слайд 7-11) В тревожное военное время, когда фашисты подходили к большим городам. детей вывозили в глубь страны, подальше от взрывов, сигналов тревоги, голода и холода. Маленькие дети расставались с мамами. Матери сильно переживали разлуку со своими детьми. Боль расставания и разлуки поэтесса Зинаида Александрова отразила в стихотворении «Островок на Каме». Её семилетний сын был отправлен в Чистополь вместе с детским садом. Послушайте это стихотворение.
«Островок на Каме»
Мне рукою машет маленький сынок. Боковой карманчик от платка промок. Мальчик синеглазый, веточка моя, так еще ни разу не грустила я.
Тронутся вагоны через пять минут, в первом эшелоне детский сад везут. Дети страшных сказок слышать не должны, грохота фугасок, топота войны.
Вас везут на Каму, дальше на восток. Ты почаще маму вспоминай, сынок. Письма шли почаще, буквы не забудь… там почтовый ящик будет где - нибудь. На зеленой Каме больше не болей, на прощанье маме улыбнись смелей.
Когда матери провожали своих детей подальше от войны, вслед уходящим эшелонам они кричали, просили ребятишек не забывать своего имени, помнить о родных, а в глубине души каждая мать понимала, что может быть она видит своего ребенка в последний раз, и от этого становилось очень горько.
Слайд 12. Приехав на Каму детей, захватили новые впечатления: летние забавы и труд, помощь госпиталю, проводы в школу, воспоминания о доме долгими зимними вечерами. В один из таких вечеров воспитательница средней группы вместе с детьми услышала по радио, что гвардии сержант Костин разыскивает свою дочь Светлану, оставленную им в детском саду в Курске. По радио неслись слова, полные нежности, любви и тревоги за дочку. Отец давно разыскивает ее и просит всех, знающих о местопребывании Светланы, сообщить ему на фронт. Но ответа ни откуда нет… пока нет.
В группе Марьи Петровны много детей фронтовиков. «А что, дети,- предложила Марья Петровна,- не написать ли нам письмо папе этой Светланы?». Дети принялись за рисунки, за «письма»; никогда еще с таким старанием, с такой любовью не рисовали дети, как в этот раз. Письмо было отправлено. Дети просили «дядю Гришу» не отчаиваться: Светлана где нибудь найдется. Теперь они сами будут каждую Светлану спрашивать, кто ее папа, не дядя ли Гриша. В ответ было получено растроганное, взволнованное письмо, полное любви и нежности к детям. Так началась переписка детей с тов. Костиным. Григорий Иванович нашел себе друзей. А в это же время появляются новые стихи З. Александровой.
Мы утром гуляем у светлой воды, пускаем кораблики в Каме, для раненых мы собираем цветы и в госпиталь входим с цветами. Там наши картинки у коек висят, на столиках наши альбомы, и старшая группа – пятнадцать ребят – со всеми бойцами знакома.
Вот этот боец в окружении был, но вел себя смело, как надо. Сам раненый, - восемь фашистов убил огнем своего автомата. А этот, что с виду совсем некрасив и звонко смеется, по – детски, Он спас командира, его заслонив собою от пули немецкой.
На крайне кровати лежит паренек, он тоже представлен к награде За то, что два вражеских танка поджег в бою у себя в Сталинграде.
И лишь одному нам ни чем не помочь, ни песней своей, ни цветами. Фашисты его пятилетнюю дочь в Крыму закололи штыками. Ребята садятся к нему на кровать, но мрачен боец загорелый: Светланка вот так же могла рисовать, такие же песенки пела.
Две раны получены мною в бою, но снова винтовку мне дайте,- и я отомщу за Светланку мою, за девочку в беленьком платье.
В палату на цыпочках входит сестра, веселая девушка Таня. – Ребята, нам скоро обедать пора. Скажите бойцам «До свиданья». – Вам надо на солнышке больше гулять, пускать на веревочке змея. А завтра с утра приходите опять, чтоб нам было здесь веселее.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что же помнят дети войны? Вот некоторые воспоминания ребятишек.
«…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба», «отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтобы не смотрел.», «не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой»,- умоляет солдата маленькая девочка.
Всем детям погибшим во время ВОВ посвятили много песен, одну из них я предлагаю вам послушать (песня маленького трубачиста)
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Надя Богданова (слайд 17)
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь.
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, Зина Портнова
Слайд 18
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, по заданию партизанского отряда она вела разведку.
Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Валя Котик
Слайд № 19
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
С ужасом фашизма боролась вся Россия. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах (слайд № 20) Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы живём в тёплых домах, ходим в красивый детский сад. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны.