наталья жигалина
Конспект занятия для старших дошкольников «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Определить вклад и роль детей, живших в годы Великой Отечественной войны, в общую победу.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
2. Закрепить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны.
3. Развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей.
4. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.
Словарная работа: Героизм, патриотизм, тыл, фронт.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Презентация «Дети войны», аудиозапись фрагмент песни «Хотят ли русские войны», георгиевские ленточки.
Ход занятия.
Звучит фрагмент песни «Хотят ли русские войны».
Педагог: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и … Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…
22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с чёрными крестами на крыльях. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на больницы и жилые дома.
Все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины-отцы, старшие братья уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья.
Женщины оставались дома. Они работали врачами, медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов, работали в поле, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки.
В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине. Люди работали с девизом «Все для фронта – все для Победы».
Педагог: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Ответы детей.
Педагог: С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии.
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
Вы смотрели в глаза тех детей
Екатерина Кирилова.
Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек :
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек?.
Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.
Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза.
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия…слёзы…
Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.
В трудное военное время дети продолжали учиться. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами
Физминутка
Педагог: Поиграем с вами в игру «Каким должен быть воин?» (Дети становятся в круг, и передавая звезду, называют качества воина – защитника: смелый, умный, добрый, храбрый, отважный и т. п.)
Педагог: Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне с взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах. Вспомните, кто такие партизаны?
Ответы детей.
Педагог: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении.
Вот лишь некоторые имена детей, помогающие во время войны :
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Вася Курков, Витя Хоменко, Шура Кобер, Володя Дубинин и многие другие.
Подвиг Зины Портновой
В деревне, где жила девочка, расположилась немецкая офицерская школа. Сюда съезжались на переподготовку из-под Ленинграда, Новгорода, Смоленска и Орла артиллеристы и танкисты фашистской армии. В деревне от них просто не стало житья. Увешанные крестами и медалями, они были уверены, что им всё дозволено: насилие, разбой, грабёж. Юные подпольщики задумали истребить фашистов. Зину Портнову устроили на работу в офицерскую столовую. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Однажды она заменяла заболевшую судомойку. Это облегчило ей доступ к пище. Зина успела всыпать в котёл порошок.
Спустя два дня на военном кладбище вблизи деревни хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой.
У гитлеровцев не было прямых улик против Зины. Боясь ответственности, шеф-повар и его помощник утверждали на следствии, что они и на пушечный выстрел не подпускали к пищевым котлам девочку, заменявшую судомойку. На всякий случай они заставили её попробовать отравленный суп. Зина как ни в чём не бывало взяла из рук шеф-повара ложку и спокойно зачерпнула суп. Она не выдала себя и сделала небольшой глоток. Вскоре ощутила тошноту и общую слабость. С трудом добралась до деревни.
А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!
Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая сведения о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось.
Мужество и стойкость советского народа и невероятная сила духа всех людей от мала до велика, помогли одержать победу. Враг был разбит. А 9 мая был объявлен всероссийским праздником - днём Победы. Это один из самых любимых и дорогих праздников. Он объединяет всех людей нашей необъятной Родины.
Традиционно в этот день на Красной площади проводится Парад Победы с участием всех видов войск, военной техники и авиации.
Обязательно посмотрите в праздничный день трансляцию парада по телевизору.
Рефлексия:
-Ребята, встаньте, пожалуйста в круг, и возьмитесь за руки.
_ Что нового вы сегодня узнали?
- Ребята, что можно сказать о детях, которые жили в те далекие, страшные годы? Какими они были? (Ответы детей)
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, многих из них уже нет в живых, а кто живы хранят в своей памяти события военных лет.
Ребята и в знак памяти о них я хочу вам прикрепить георгиевскую ленточку. Цвет ленты – «черный и оранжевый означают дым и пламя и являются знаком личной доблести солдата.