Галина Чернова
Использование ИКТ в обучении безопасному поведению на дороге и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми и родителями
Для повышения компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам безопасности на дороге и в транспорте используются разнообразные формы работы, одним из основных средств расширения представлений о правилах дорожного движения являются средства ИКТ: мультимедийные презентации, слайд-шоу, электронные книжки, консультации, памятки, брошюры, проспекты, мультимедийные фотоальбомы.
Еще один верный способ познакомить детей с правилами дорожного движения – показать им увлекательные видео про ПДД.
По сравнению с традиционными формами обучения, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, который пока не умеет читать и писать;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, обладает стимулом познавательной активности детей;
• компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха»;
• использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
• компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
С этой целью мною создана медиатека: подобраны игры, презентации, электронные версии плакатов, видеоматериалы о ПДД.
Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
• виды транспортных средств, их классификация,
• группы дорожных знаков;
• причины ДТП;
• участники дорожного движения;
• сведения о дороге и ее главных составных частях;
• светофор, история его развития;
• назначение дорожных знаков и указателей, их группы,
• дидактические игры, ребусы.
В презентациях материал предлагается в соответствии с возрастом, использованы: художественное слово, иллюстрации, проблемные ситуации, кроссворды. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Для ознакомления с правилами дорожного движения широко используются в образовательной деятельности компьютерные презентации, где не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером.
В игровой форме можно познакомить с правилами дорожного движения, провести познавательно-игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т. д.
Для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города можно использовать презентации на стихи детских поэтов и писателей. Например рассказ Н. Носова «Автомобиль», учит детей оценивать поступки героев.
Еще одна из возможностей применения ЦОР в образовательной деятельности педагога – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Посредством подобранных методик обучения ПДД не только формируется комплекс знаний, но и вырабатывается практическое умение, навыки безопасного поведения, представление о том, что дорога несет потенциальную опасность и требует, поэтому, особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников движения. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, позволяющей дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, позволяет по-новому взглянуть на выполнение ПДД.