Ксения Лященко
Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей группы «Вот такая хохлома»
Составила: Ксения Александровна Лященко, воспитатель МБДОУ д/с «Веселая планета» п. Орловский
Цели:
- познакомить детей с народным декоративным искусством; рассказать об особенностях хохломской росписи;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Вот такая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- учить выделять элементы хохломской росписи;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ.
Материал:
- предметы с хохломской росписью (посуда);
- картинки или предметы с другой росписью;
- готовые ложки из соленого теста (покрашенные черной краской, не расписанные);
- краски, кисти, баночка с водой, подставка для кисточек;
- русская народная музыка.
Предварительная работа: разучивание народных игр; беседы о хохломской росписи; рисование хохломского узора; изготовление ложек из соленого теста.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка. Воспитатель одета в русский народный костюм, в зоне для занятий висят рисунки с разными росписями, в центре на магнитной доске висят хохломские узоры
- Здравствуйте дорогие гости! Приветствую хлебом – солью! Проходите в наш терем. У нас терем не простой, у нас терем расписной. Я загадаю загадку, ответом которой и будет тема нашего сегодняшнего занятия.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома! Что же это? (хохлома)
- Правильно, дети! Это хохлома. Сегодня мыс вами поговорим о хохломской росписи.
Тихо играет русская народная музыка
Для открытого занятия можно заранее с детьми выучить сказку и обыграть
Сказка. Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!
Дети рассматривают карточки с хохломской посудой
- Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Воспитатель подводит детей к столику с расписной посудой
- Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами.
- Давайте, ребята, мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори ясно».
- Молодцы! Садитесь на свои места, сейчас мы с вами вспомним основные узоры хохломской росписи, они нам понадобятся для дальнейшей работы.
Воспитатель показывает карточки с элементами хохломского узора, либо берет готовую ложку из соленого теста (заранее покрашенную черной краской) и на ней рисует узоры
- Хохлома издревне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, хохломской рисунок выглядит праздничным благодаря красным и
золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками.
• травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
• завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
• капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
• кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
• листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.
- А теперь, ребята, предлагаю вам расписать ложки. Придумайте узор и сделайте ее уникальной! После работы, мы вскроем наши ложки лаком и они заблестят от красоты хохломской росписи!
Ребята с помощью воспитателя наносят узор на ложки. Лаком воспитатель вскрывает сама за пределами садика. В группу приносит готовые изделия и вместе с детьми оформляют выставку, на которую могут пригласить другие группы
- Какая красота у нас получилась! Молодцы! Сегодня мы с вами побыли настоящими хохломскими художниками!
Тихо играет русская народная музыка
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Боков
- Всем спасибо за внимание!
Русская народная игра "Гори ясно"
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.