Ольга Степанова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Хохлома, хохлома — краше нет нигде тебя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.
Задачи:
Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа, развивать интерес к народной культуре.
Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи. Продолжать обучать приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Хохлома, хохлома — краше нет нигде тебя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Формировать положительные чувства, интересы, отражающие представления народа о красоте.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Золотая хохлома», изделия из хохломы, кисти, гуашь, заготовки подносов.
Содержание организованной деятельности:
Звучит народная мелодия, входит воспитатель в русском народном костюме:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Дети подходят, рассматривают изделия народных мастеров.
Воспитатель: Кто скажет, что за товары я принесла?
Почему эти изделия назвали «Хохлома», откуда они к нам пришли?
Давайте я поведаю вам эту историю.
Слайд 2. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII под Нижним Новгородом. Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.
Слайд 3. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка.
Слайд 4. Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.
Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари.
Слайд 5. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Слайд 6. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов и прочего, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.
Слайд 7. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке.
Слайд 8. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и опять подсушивают.
После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами.
Слайд 9. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах – печах.
После нагревания в печи металлический порошок и масло придают изделию золотой блеск. Поэтому хохлому и называют – «Золотая хохлома»
Слайд 10. Рисунок Хохлома привлекает своей красочностью и яркостью. Мастера подбирают для узора такие цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном - красный, черный, зелёный, жёлтый.
Слайд 11 – 14. Хохломской узор стал настолько популярным, что используют его не только на деревянных изделиях.
Воспитатель: Вы догадались, какими мастерами сегодня будете?
Дети:Мастерами хохломской росписи.
Воспитатель: Да вы сегодня будете рисовать Золотую хохлому, расписывать поднос. А почему я сказала -золотая хохлома? (часто встречается золотой цвет). А какие еще основные цвета используют хохломские художники?
Дети: Красный, черный, золотой.
Воспитатель: Давайте вспомним и повторим основные цвета и элементы хохломской росписи.
Слайд 15 – 16. Сейчас я вам покажу новые узоры, которые вы тоже сможете нарисовать на своих подносах. Показ и объяснение рисования новых узоров (завитки, веточка) Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Теперь мы с вами идем в нашу мастерскую художников и распишем кувшины знакомыми узорами. Каждый кувшин будет неповторимый, авторский.
Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми (хором) :
Кисти, кисточки проснитесь, рисовать хохлому начните!
Дети рисуют. Играет негромкая русская народная мелодия.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить ярмарку ваших работ. Вы теперь становитесь покупателями хохломских кувшинов.
Выберите тот поднос, который вам больше всего понравился и расскажите почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла. Анализ и самоанализ результатов деятельности.
Воспитатель: Вы отлично поработали! Молодцы!
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума.
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей). Мне тоже очень понравилось, вы были молодцы.