Ирина Злотник
Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с атмосферным давлением;
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
- продолжать учить детей пользоваться не стандартным оборудованием, схемами;
- продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Развивать:
- логическое мышление, память, речь, творческое воображение;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности „Воздух, Атмосферное давление“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обощение;
- слуховое и зрительное восприятие;
Воспитывать:
- ценностное отношение к окружающей среде;
- интерес к расширению кругозора
Материалы и оборудование:
1. Записка профессора;
2. Презентация «Воздух»;
3. Ноутбук;
4. Прозрачные стаканы по количеству детей (можно пластиковые);
5. Губки (по количеству детей);
6. Тазики маленькие;
7. Трубочки для коктейля;
8. Листы для схем;
9. Фломастеры;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить сегодня в лабораторию к профессору Почемучкину, где мы с вами сможем посмотреть новые опыты. Давайте подумаем как следует себя вести в лаборатории.
Дети: В лаборатории мы должны вести себя тихо, спокойно, не баловаться, внимательно слушать и выполнять задания.
Воспитатель:Все верно. И я предлагаю пройти к профессору. Здравствуйте, уважаемый профессор! (никто не отвечает) Странно. Почему - то никого нет. Вот его халат…и записка какая – то. Прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе позанимаетесь в лаборатории. Желаю вам успешно ответить на все мои вопросы». Что ж, давайте снимем на видео, как мы отвечаем на вопросы, профессор посмотрит его и оценит каждого.
А вот и первое задание. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Как вы догадались, что это воздух?
Дети: Мы догадались, что это воздух потому, что он невидимый и мы дышим воздухом, поэтому жить без него не можем.
Воспитатель: Что вы еще знаете о воздухе?
Дети: Мы знаем, что воздух не имеет цвет.
Воспитатель: Да, мы не видим воздух, следовательно, он бесцветный (вывешиваю иллюстрацию).
Дети: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Действительно. Вдохните воздух носом. Он ни чем не пахнет. (вывешиваю иллюстрацию).
Дети: Воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: Верно. Вдохните воздухом ртом и вы не почувствуете никакого вкуса. (вывешиваю иллюстрацию).
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: Конечно. Мы не можем его увидеть. Значит он невидимый. (вывешиваю иллюстрацию).
Воспитатель: Для чего человеку нужен воздух?
Дети: Воздух нужен человеку, так как он им дышит.
Воспитатель: Как воздух попадает к нам в организм?
Дети: В организм воздух попадает через нос и проходит в легкие.
Воспитатель: Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.
Почему же кислород не кончается, если им дышат так много людей и животных? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который вдыхают люди, а сами выделяют кислород.
Итак, перед вами, ребята стоит задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, а затем – это доказать. (Надеваем фартуки)
ОПЫТ 1
Воспитатель: Пройдем к первому столу. Что находится перед вами?
Дети: Перед нами стоит баночки с водой и стаканчики.
Возьмите стаканчик и строго прямо опустите его в воду. (Показываю).
Что вы видите?
Дети: Мы видим, что вода в стаканчик не поступает, значит, в нем есть воздух. Он мешает попасть внутрь стаканчика воде.
ОПЫТ 2
Воспитатель: Что вы видите на втором столе?
Дети: На втором столе мы видим тазики с водой и губки.
Воспитатель: Возьмите по губке и опустите в тазики.
Что вы наблюдаете?
Дети: Мы наблюдаем, что из губок выходит воздух в виде пузырьков.
ОПЫТ 3
Воспитатель: Подойдем к следующему столу. Что же видите здесь?
Дети: Здесь мы видим стаканчики с водой и трубочки.
Воспитатель: Как вы думаете, что предстоит сделать сейчас вам?
Дети: Нам нужно взять трубочки, опустить их в стаканчики и подуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Из нас будет выходить воздух в виде пузырьков.
Воспитатель: Попробуйте.
ОПЫТ 4.
Воспитатель: Оказывается, воздух можно не только увидеть во время опытов, как мы сейчас с вами делали, но и услышать. (Надуваем шарик и отпускаем его, воздух вырывается из шарика со свистом)
ОПЫТ 5
Воспитатель: Скажите, что делает артист, играющий на духовых инструментах?
Дети: Артист, играющий на духовых инструментах дует в отверстие инструмента.
Воспитатель: Верно, когда он дует, воздух дрожит и получается звук. Давайте с вами послушаем как это происходит. (презентация)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам зарисовать результат понравившегося опыта на бумаге. Что вы делали сначала, что потом и что получилось. (зарисовывают)
Воспитатель: Как вы думаете, почему во всех опытах воздух выходил в виде пузырьков?
Дети: Воздух выходит через воду в виде пузырьков, потому что вода воздух в них выпускает.
Воспитатель: Все верно. Молодцы. Профессор будет доволен вами. А сейчас познакомлю вас с новым свойством воздуха – атмосферным давлением. Давайте скажем вместе атмосферное давление.
Воспитатель: Воздух давит на все предметы, на все живое: на нас, на деревья, на листья, на дома, скамейки, машины. И я покажу, как воздух давит на предметы.
Как вы думаете, что произойдет, если накрыть стакан с водой открыткой и перевернуть его? (Дети предполагают свои варианты).
ОПЫТ 6.
(демонстрирую детям)
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Вода не выливается из стакана.
Воспитатель: Воздух, который был в стакане, давит на открытку, и в связи с этим вода не выливается. Это и есть атмосферное давление.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Воспитатель: Ребята, оказывается, что воздух не такой уж и безобидный: он может быть и вредным.
Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе?
Дети предлагают варианты свои.
Воспитатель: Конечно в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать ароматы березы, дуба, цветов пахнущих медом. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Деревья вырабатывают особые вещества, которые убивают вредные бактерии.
В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнён частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.
Давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится свежее, чище?
Дети: Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.
Воспитатель: Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух?
Дети: Люди сажают в городе деревья.
Воспитатель: Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Эти высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязнённый воздух.
В больших городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль
Как очистить такой воздух?
На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые воздух очищают. Частицы копоти и пыли осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками. Кроме того, учёные разрабатывают конструкции новых автомобилей, не загрязняющих воздух. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Нам пора с вами возвращаться в детский сад обратно. Только как же профессор узнает о результатах, которые мы сегодня получили?
Дети: Давайте оставим профессору ответы в схемах, которые мы сегодня делали.
Воспитатель: Итак, что же мы с вами сегодня занимались?
Дети: Сегодня мы ходили в лабораторию к профессору Почемучкину и проводили там опыты с воздухом.
Воспитатель: Что именно вы делали и что у вас получилось?
Дети: Мы проводили опыты со стаканчиками и баночками и узнали что в стаканчиках есть воздух, так как вода туда не поступала, воздух ее не пускал.
Воспитатель: Верно. Какие еще опыты провели?
Дети: Мы узнали, что в губках тоже есть воздух. Опускали их в воду и наблюдали как воздух из них выходит.
Воспитатель: Хорошо, что еще?
Дети: Мы убедились, что в нас тоже есть воздух – дули в трубочки, которые были опущены в воду.
Воспитатель: О каком новом явлении вы сегодня узнали?
Дети: Сегодня мы узнали об атмосферном давлении. Оно давит на все предметы.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо за сегодняшнюю работу.