Светлана Пермякова
Конспект занятия для старшей группы «Глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Глаза могут не только смотреть.
Цель: сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций.
Программные задачи: 1) обобщить имеющиеся у детей представления о строении и функционировании глаза; 2) показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций; развивать познавательные способности; 3) работать над совершенствованием навыков экспериментирования.
Материалы и оборудование:
У каждого ребенка: зеркало.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Глаза“» размещена в разделах
У педагога: 2 геометрические фигуры (например, круг и треугольник, окрашенные в разные цвета, линейка, ручка, две палочки разного размера (более длинная прикреплена скотчем к доске, полоска бумаги, на которой написано достаточно крупными буквами слово «мама», полоска бумаги, на которой без особого порядка нарисовано 4—5 достаточно крупных точек или кружочков.
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Организация занятая. Дети сидят за столами по двое. Зеркала поставлены на столы заранее. Остальное оборудование лежит на столе у педагога.
Ход занятия
Вступление
Воспитатель: сегодня мы продолжаем наш разговор про глаза.
Мы видим мир прекрасным, и в этом нам помогают наши глаза. Возьмите зеркала, посмотрите в них на свои глаза. Что вы видите?
(В процессе беседы последовательно прикрепляются части глаза на фланелеграфе).
- Что находится в центре глаза? (прикрепляется черный кружок). Зрачок. Его можно сравнить с окном в мир, потому что это отверстие, через которое в глаз попадают лучи света. Что находится вокруг зрачка? (радужная оболочка). Ее ласково называют радужка. Как вы думаете, почему? (это круглое пятнышко у разных людей окрашено в разный цвет, отсюда и сравнение с разноцветной радугой - радужка). Возьмите зеркала, посмотрите в них, какого цвета ваши глаза?
- Мой колокольчик хочет поприветствовать всех голубоглазеньких. Встаньте, покажитесь, пожалуйста. А теперь покажитесь зеленоглазые. Есть ли у нас сероглазые? Кареглазые?
Воспитатель: Все ли мы рассказали о глазах? Зачем глазам нужны веки и ресницы? (они защищают глаз от яркого света и пыли). Для чего нужны брови? (они задерживают пот со лба). А как вы думаете, полезны или нет для наших глаз слезы? (слезы смывают соринки, пылинки, увлажняют глаза).
— Ребята, сегодня мы узнаем, что умеют делать наши глаза. Как обычно, будем приводить опыты, а потом обсуждать их результаты.
Блок 1 — строение глаз.
— Сколько у нас глаз? (Ответы.)
— Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить. Опишите, что вы чувствуете? (Ответы.)
— За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком.
— Возьмите в руки зеркало и рассмотрите свой глаз. — Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка? А середина глаза уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка у тебя, Лена? А у тебя, Аркаша? (Называет несколько детей).
— Правильно, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зеленые, карие, серые. И даже бывают такие случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой - карий. Но такое бывает редко.
— Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в серединке есть небольшая точка? (Ответы). Какого она цвета? Это - «зрачок».
— Сейчас проверим, как умеют работать ваши глаза. Что я вам показала? (Педагог показывает ручку.) (Ответы.)
— Значит, что умеют делать ваши глаза? ( Ответ: видеть.)
Блок 2 — глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета (проходит в очень высоком темпе).
— Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. Как называется эта фигура? (Круг). А эта? (Квадрат.) Ну, как, могут? (Ответы.)
— Какого цвета круг? (Ответы.) А квадрат? (Ответы.) Так что еще могут определять глаза? ( Ответ: цвет.)
— Скажите, какая палочка находится дальше от вас: та, что у меня в руке, или та, что прикреплена к доске? (Ответы.) Значит, глаза умеют определять расстояние до предмета? (Ответы.)
— Какая из этих палочек длиннее? (Ответы.) Кто вам об этом сказал? Так что еще могут определять глаза? (Размер).
— Подведем итог: что могут определять глаза? ( Ответы: цвет, размер, форму, расстояние до предметов.)
Блок 3 — глаза выражают настроение.
Воспитатель: Глаза - это не только окно в мир, глаза - это зеркало души. По глазам можно определить, какое у человека настроение, что он чувствует. (Работа с пиктограммами настроения и с зеркалами. Педагог не жалеет времени на этот этап занятий, ждет, пока все дети поймут суть задания и выполнят его.)
Посмотрите на этого человечка. Возьмите в руки зеркало, посмотрите в них. Округлите глаза, поднимите высоко брови. Что выражают ваши глаза? (удивление).
Какой взгляд у этого человечка? (испуганный). Про таких людей говорят: «У него глаза на лоб полезли». А про какого человека говорят, что у него глаза на мокром месте?
Бывает, что люди портят друг другу настроение. Какой взгляд у этого человечка? (злой, сердитый). Про таких людей в шутку можно сказать: Бяка или Бука. Посмотрите, как встретились два друга Бяка и Бука.
Встретились Бяка и Бука,
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он так смотрит - букой?»
А Бяка думал:
«Однако, какой он ужасный Бяка».
- Что бы вы посоветовали этим друзьям? (Улыбнуться друг другу).
— Света, подойди сюда. Покажи нам какое-нибудь настроение, а мы попробуем его определить. (Света показывает 2—3 настроения по своему желанию, дети без труда его определяют.)
— Егор, покажи удивление (любое иное настроение, которое не было показано Светой). Теперь тебе трудное задание: сделай так, чтобы глазки были печальные, а губки улыбались. (Для ребенка это невозможно).
— Итак, что же еще могут делать глаза? ( Ответ: показывать, в каком мы настроении.)
Блок 4 – глаза умеют читать и считать (проходит быстро).
— А теперь я покажу вам слово. (Воспитатель показывает лист бумаги, на котором написано слово «мама». Дет его быстро читают). Что еще умеют делать глаза? ( Ответ: читать).
— И читать они умеют? Ну вот считать они точно не умеют. Вы же не сможете сосчитать, сколько тут точек? (Педагог показывает лист с нарисованными точками. Дети быстро называют их количество.) И считать умеют? Ну, сколько же всего умеют делать наши глазки!
Блок 5 — глаза умеют принимать сигналы,
Педагог молча показывает жестом всем детям: встать, сесть. (Дети выполняют.)
Затем так же, молча, он манит к себе пальцем (кистью) одного из детей. Тот встает и подходит. Воспитатель указывает на дверь, шкаф, любой предмет. Ребенок выполняет действие - подходит к предмету. Снова подзывает его к себе. Ребенок подходит.
— Кто тебе помог различить сигналы, которые я подавала? ( Ответ ребенка: «глаза»).
— Значит, глаза умеют различать сигналы.
— Давайте вспомним, что же умеют делать наши глаза? (Дети быстро вспоминают все, что узнали на занятии.) Спасибо. Молодцы.
- Мне хочется пожелать вам, чтобы ваши глаза всегда были не только добрыми, но и здоровыми. Мои советы даны в виде картинок-загадок или пиктограмм. Расшифруйте эти пиктограммы.
Нельзя читать лежа и в транспорте, нельзя долго смотреть телевизор. Нельзя трогать глаза грязными руками, ведь так можно занести в них микробы. Нужно есть больше овощей и фруктов, делать гимнастику для глаз, больше двигаться, гулять; мыть очки водой с мылом; быть всегда добрым, не злиться.