Бабенко Надежда
Конспект занятия для старшей группы «Право ребенка на жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: - Формировать у детей элементарные представления о правах детей.
Задачи: - Расширять представления детей о значении имени, его происхождении;
- Тренироваться в определении некоторых характеристик человека по имени (пол, возраст и т. д.);
- Развивать связную речь детей через высказывания детей;
- Развивать интерес к своему имени, его значению;
- Воспитывать у ребенка уважительное отношение к взрослому, через обращение к нему по имени;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Право ребенка на жизнь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Приобщать к совместной деятельности ребенка и семьи.
Предварительная работа: Изготовление родителями и детьми «Книги имен» с фотографиями детей и описанием значений имен, с тем как ребенка ласково называют дома;
Оборудование: «Книга имен»; трафарет эмблемы «Право на жизнь»; картинки девочек-близняшек; свидетельство о рождении; карточки со схематическим изображением ребенка, папы, семьи; фото воспитателя в разные периоды жизни, запись м\ф «Шарик», картон с напечатанными именами, клей, манка.
Словарная работа: право, тёзка, фамилия, имя, отечество, семья, свидетельство о рождении.
Ход занятия: - Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с правом ребенка на жизнь, а кто помнит, как выглядит эмблема (знак) этого права?
- Кто хочет проверить, правы ли ребята? (Одного ребенка просят взять трафарет с прикрепленным листиком и затонировать его восковым мелком, когда изображение эмблемы появится, показать всем ребятам).
- Молодцы, а кто помнит в каких сказках и кем нарушается это право? (ответы детей)
- А с каким правом мы познакомимся сегодня, вы скажете мне сами. Посмотрите внимательно друг на друга и ответьте мне на вопрос, чем мы с вами отличаемся? (одеждой, ростом цветом глаз, волос и т. д.)
- Мы такие разные, но все же у нас есть еще что-то такое, что нас отличает друг от друга, то, что нельзя увидеть. Представьте, к нам в группу пришли новенькие девочки. (На доску вешается картинка с девочками-близнецами)
- Как же мы будем их различать, если они внешне одинаковые?
- Конечно же, по именам! Мы с вами сегодня познакомимся с правом ребенка на? (вешается на доску эмблема этого права)
- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя – это особенное слово! Когда на свет появляется малыш, ему родители дают имя, которое записывается в самый первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». У вас тоже, у каждого есть такой документ (документ показываем ребятам)
- В этом документе записано не только имя ребенка, но и отчество, фамилия, число, месяц, год рождения.
- Мы уже сказали, что имя – слово особенное и у него есть свое значение.
- Ребята, а вам нравятся ваши имена?
- Кто хочет рассказать о значении своего имени? (дети рассказывают о своих именах, пытаясь рассуждать, почему родители выбрали именно это имя, каким они хотят видеть своего ребенка)
- А теперь я предлагаю вам поиграть. (Воспитатель в центре круга)
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как много стало рук! (Дети вытягивают ручки вперед)
Чьи же руки подскажите? (Чьей руки восп-ль касается, тот называет свое имя)
И ладошки покажите. (руки ладошками кверху)
А теперь за руки взялись, и по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, крышу сделали из рук.
Получился дом имен. (Взявшись за руки, сделали круг шире)
В этом доме мы живем! (Поднимают руки вверх)
- Какой большой дом имен у нас получился! А есть ли в нашем доме одинаковые имена? (На доску с буквой «И» вешается карточка со схематическим изображением ребенка)
- Да у нас есть два Дани, они тезки. Тезками называют тех, у кого одинаковые имена. Есть ли у нас еще тезки? Как же мы будем их различать? (варианты детей)
- Здесь на помощь нам придет фамилия. Фамилия одинаковая у вас в семье, у папы, мамы и у вас. (с буквой «Ф» вешается карточка со схематическим изображением семьи).
- Но бывает и такое, когда в одной группе есть, например две Петровых Тани, и фамилии и имена этих девочек одинаковы, что же делать тогда?
- Да, в этом случае нам поможет отчество. А что такое отчество? (с буквой «О» вывешивается карточка с изображением папы)
- Правильно, это как зовут папу. Давайте попробуем назвать свои отчества. (Дети тренируются)
- А кто догадается, как зовут моего папу? (Анатолий, потому что я Надежда Анатольевна)
- Ребята, а как вы думаете, может ли имя расти? (конечно же, нет)
- Я вам сейчас расскажу одну историю, а вы послушаете, и потом еще раз ответите на этот вопрос, может ваше мнение изменится.
(Воспитатель рассказывает историю своей жизни, вывешивая на доску свои фотографии)
- В одной семье родилась девочка, ее назвали Наденька. Девочка подрастала и пошла в детский сад, ее звали ласково Надюшка. Когда пришло время ей идти в школу, стали тогда ее звать Надя. Хорошо училась Надя в школе и поступила она в институт, теперь ее уже звали Надежда. И вот решила она после института идти работать в детский сад и воспитывать таких ребят как вы, и стали ее звать Надежда Анатольевна.
- Ответьте мне еще раз, может ли имя расти?
- Конечно, вы растете, и имя вместе с вами тоже растет. А нужно ли нам имя, может мы без него обойдемся? Перед тем как услышать ваши ответы, мы познакомимся с одним гостем. (Просмотр м\ф про котенка Гав «Шарик»)
- Ребята, для чего же нам имя?
- Правильно, чтобы обращаться друг к другу. А еще имя многое может сказать о его владельце, даже если мы его невидим. Например, что можно сказать об Андрюшеньке? (это маленький мальчик)
- А если это Валентина Петровна? (это взрослая женщина)
- Имя нам может сказать мальчик это или девочка, о возрасте человека.
- Можем ли мы к взрослому человеку обращаться только по имени? (нет)
- Почему? (это невежливо)
- Да, к взрослым мы обращаемся только по имени и отчеству, показывая свое уважение. А к кому мы можем обратиться только по имени? (к другу, брату, к детям)
- Молодцы! Вот сколько мы с вами узнали про имя! Что вам больше всего запомнилось?
- Домашним заданием вам будет зашифровать свое имя вместе с родителями. Например, в загадке, картинке, ребусе, кроссворде. Этими страничками мы дополним нашу «Книгу имен».
- А для тех, кто хочет заняться творческой работой, я сейчас предлагаю напечатать свое имя с помощью крупы и клея.