Светлана Николаевна Терлецкая
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Красавица Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
"Красавица Осень"
Цель: формировать у детей обобщенное представление об осени, как о времени года. Продолжать учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы.
Оборудование: календарь природы, загадки об осени, стихотворения об осени, репродукции картин на тему «Осень», аудиозапись произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Ноябрь»).
Ход:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Красавица Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
- Ребята, про что это стихотворение? Какие времена года вы услышали в стихотворении?
- А чтобы понять, о каком времени года будем сегодня разговаривать, послушайте стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- О каком времени года идет речь в этом стихотворении?
- По каким признакам вы догадались, что стихотворение об осени?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какой месяц сейчас?
- Какая бывает осень? Какой это месяц? Почему ее так называют?
- Осень кончается, идет последняя неделя ноября – последнего осеннего месяца, скоро наступит зима.
Воспитатель развешивает репродукции картин, календарь природы.
- Посмотрите на три страницы календаря, на картины и скажите, как менялось состояние погоды осенью?
• Какая погода была в конце сентября?
• Какие были дни: холодные или теплые, солнечные или дождливые.
• Стало теплее или холоднее?
• Изменилась ли погода в ноябре? Как это видно из календаря?
• Как выглядели кусты, деревья в сентябре, октябре, ноябре?
• Как менялся покров земли осенью?
• Что стало с насекомыми?
• Что происходило осенью с птицами?
• Какие бывают птицы? Как называют птиц, которые остаются зимовать, а которые улетают в теплые края? Назовите зимующих, перелетных птиц.
- Давайте с вами встанем около своих рабочих мест, немножко отдохнем: повторяйте слова и движения
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
(2 раза)
- Присаживайтесь на места. Давайте поиграем в игру «Да или нет»: Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: да или нет. Слушайте внимательно:
Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?
Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?
Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?
Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?
Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?
Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?
Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!
- Осень красивое время года, вспомните листопад, осенние цветы, деревья, фрукты и овощи. Что такое листопад? Осень вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины. Поэт А. С. Пушкин любил осень, послушайте еще одно стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какие признаки осени услышали в стихотворении?
- Под впечатлением красот осени П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Сейчас мы с вами послушаем одну из них. Закройте глаза, подумайте, какое настроение у вас вызывает эта музыка, что вы можете представить под эту музыка, о каком осеннем месяце эта музыка?
- Это музыка о ноябре. Вам не кажется, что музыка напоминает легкое кружение снежинок?
- Теперь поиграем в игры «Найди одинаковые листья», "Подбери листочек к дереву".
- Мы заканчиваем наше сегодняшнее занятие. Что вы сегодня узнали нового? Что больше всего запомнилось? Какие признаки осени можете назвать? Теперь я уверенна, что вы сможете рассказать другим ребятам, своим родным о том, чем отличается ранняя осень от поздней, как меняется природа, поведение животных и деятельность людей.