Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года - осени; формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; обогащать активный словарь детей прилагательными: дубовый, березовый, каштановый, кленовый, липовый, осиновый, рябиновый; познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
Материал и оборудование: изображения осенних пейзажей; иллюстрация деревьев с плодами.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Ход занятия
Педагог обращает внимание детей на доску, на которой вывешено изображение осеннего пейзажа. Звучит тихая музыка.
Педагог: Послушайте стихотворение про осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета».
З. Федоровская
Педагог: Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей. )
Давайте возьмем простые карандаши и заполним таблицу «Приметы осени».
Педагог: Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.
Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)
Но осень прекрасна в каждое свое мгновенье. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Дуба, березы, каштана, клена, липы, рябины и др. )
Что произошло с листьями? Послушайте, как поэт описал осенние листья.
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
Педагог: Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Педагог: Осень шагает по земле. Она готовит природу к приходу зимы.
Сколько месяцев у осени?
Назовите их по порядку.
Какой первый, какой последний? (Ответы детей.)
Педагог: Предлагаю вам провести небольшую разминку.
Дыхательное упражнение «Дует ветер»
Дети и педагог стоят по кругу.
Педагог: Пошли мы на прогулку в осенний лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку. Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в. (Преподаватель тихо и длительно произносит звук [в]. Дети повторяют звук за преподавателем.) Пришли в лес. Набрали много грибов и ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в… (Преподаватель громко и длительно произносит этот звук. Дети повторяют. )
Дует легкий ветерок – в-в-в… (выдох спокойный, ненапряженный).
И качает так листок – в-в-в…
Дует сильный ветерок – в-в-в…
И качает так листок – в-в-в… (активный выдох).
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Липовый - а-а-а…
Рябиновый - и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
(Дети хором поют: «А-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».)
Речь с движениями «Осень»
Плюх-плюх-плюх - (Дети ритмично хлопают в ладоши.)
По лужам ходим,
Хлюп-хлюп-хлюп - (Ритмично топают ногами.)
Промокли ноги.
Кап-кап-кап - (Помахивают ладонями сверху вниз.)
Мы зонт раскроем (Разводят руки в стороны и делают «пружинку».)
От дождя себя укроем (Руки соединяют над головой.)
Педагог: А сейчас мы тихонько садимся на свои места.
Наступил последний месяц осени - ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц.
• Ноябрь - ворота зимы.
• Ноябрь - сумерки гола.
• Холоден октябрь батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.
О приметах погоды тоже есть пословицы.
• Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
• В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.
А сейчас давайте «соберем последние листочки» - обведем по точкам и раскрасим листочки красками осени.
Педагог: Наше задание подошло к концу.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (Ответы детей.)
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 28-30.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. - С. 28-30.
3. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий. - Волгоград: Учитель, 2016. - С. 22-23, 27.