Черепанова Нина
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие по Африке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе на тему : «Путешествие по Африке»
Интеграция областей – познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Расширение знаний детей об Африке.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Путешествие по Африке“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1)Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
2)развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения заданий.
3)Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: материк, пустыня, саванна, джунгли.
Оборудование: мультимедийная установка, глобус, карта Африки; иллюстрации с изображением африканцев, их жилище; карточки: «Животные Африки», «Растения Африки», «Фрукты»; мини – экосистема: «Саванна», «Пустыня», «Река Нил»; угощение – бананы.
Персонаж: обезьянка Чичи.
Предварительная работа:
- Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций, энциклопедий.
- Чтение книг: «Айболит», «Бармалей» К. Чуковского; «Слоненок», «Маугли», «Рикки-тикки-тави» Р. Киплинга.
- Просмотр мультфильмов «Маугли», «33 попугая»
Алгоритм проведения «Путешествия по карте» :
1. Выбор пункта назначения.
2. Определение маршрута.
3. Выбор средства передвижения.
4. Познавательно – исследовательская деятельность.
5. Подведение итогов.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
В. : Ребята, на прошлом занятии кружка мы с вами решили отправиться в путешествие по Африке. Поэтому наша одежда соответствует одеянию африканцев.
Организационный момент (Создание эмоционального настроя)
«Здравствуй, солнце золотое»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, толстенький дубок!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живём в родном краю,
Я вас крепко всех люблю!
В группу забегает обезьянка Чичи.
Чичи: Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы собираетесь путешествовать по Африке, я так обрадовалась! Когда я была совсем маленькой, русский матрос привёз меня в подарок своим детям. Я так со-скучилась по своей Родине, своим подружкам. Возьмите меня, пожалуйста, с собой.
В. : Ребята, поможем Чичи вернуться домой?
Дети: Да!
В. : Прежде, чем отправиться в Африку, мы должны её найти на глобусе и проложить маршрут нашего путешествия.
Сначала найдем на глобусе место, где мы сейчас находимся,- это пункт отправления. (Дети показывают на глобусе место, где они живут).
Поставим на это место флажок. Второй флажок поставим на материк Африка – это пункт прибытия.
Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. (Дети выбирают картинки, на которых изображён транспорт.)
Вопросы к детям:
- Почему ты выбрал этот вид транспорта?
- Ребята, как вы считаете. ?
- А на каком транспорте добраться до Африки будет быстрее всего?
Дети: На самолёте.
В. : Правильно. Представьте, что мы на борту самолета и готовимся к отлету. Полетели!
Физкультминутка «Самолёт»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
В. : Мы долетели до пункта нашего назначения.
Вот она – Африка. Огромный, загадочный материк. Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке есть пустыни, степи, тропические леса. На просторах Африки обитают раз-ные животные. Все они приспособились к суровой африканской жизни. Могут преодолевать большие расстояния в поиске водопоя (места, где можно напиться воды).
Сейчас мы отправимся в путешествие по Африке в поисках подруг нашей обезьянки Чичи.
Дети подходят к мини – экосистеме «Пустыня Сахара» (Сахара в переводе на русский язык - пустыня).
В. : Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями, где годами не бывает дождей.
- Как вы думаете, где мы? (В пустыне)
- А почему она так называется? – пустыня. (От слова пусто, ниче-го нет).
В пустыне дуют горячие ветра. Подойдите ко мне и почувствуйте, какой же горячий воздух.
Проводится опыт с феном.
- Да, кажется, в таком месте растения жить не могут, но оказывает-ся, они все-таки есть! Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками-колючками. (Показ рисунка) А как же они обходятся без во-ды? (Варианты ответов)
- У них очень длинные корни с 15 –этажный дом, чтобы доставать воду под землёй.
Кажется, что в пустыне и животных – то нет, но…
Зверь я горбатый,
В пустыне живу.
В дальние страны
Поклажи вожу.
Кто же это?
- А что вы о нём знаете? (Ответ)
- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете почему?
Дети: Ходит плавно, перевозит грузы, людей.
В. : Ребята, в пустыне не только горячий воздух, но и песок. По-этому на ногах у верблюда есть мозоли. Как вы думаете, какие должны быть мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку?
Проводится эксперимент. В небольшую емкость насыпается манная крупа. У каждого ребенка в руках карандаш, отточенный с одного конца.
В. : Ребята, попробуйте пройти острой стороной карандаша по песку и широкой (обратная сторона карандаша). Что вы заметили?
Дети: Что острые проваливаются в песок, а широкие нет.
В. : Значит, какие мозоли должны быть у верблюда?
Дети: широкие.
В. : А ещё, какие животные живут в пустыне?
- А теперь закройте глаза, представьте, что мы идем по знойной пустыне. Нам жарко, и, о чудо! Вода! Да это же священные воды Африки - река Нил.
Эта река даёт жизнь многим животным, растениям и людям.
Вот, например, финиковая пальма (показ рисунка). Это одна из красивейших пальм со стройным стволом высотой до 30м и кроной перисто серо-зелёных листьев длиной 4-6м. Длинные листья - дар природы! Из них делают пальмовые крыши, корзины, сёдла. Плоды у неё – финики.
В. : Послушайте загадку.
По реке плывёт бревно, ох и злющее оно.
Тем, кто в реку угодил, нос откусит (Крокодил)
В. : А что вы о нём знаете? (Ответы)
- Крокодилы могут жить и в воде и на суше. На берегу или ост-ровке крокодилиха делает холмик из травы и водорослей; утрамбует его, выкопает ямку, отложит туда яйца и прикроет травой сверху. Два месяца заботливая мама будет лежать возле своего гнезда. За это время она почти не ест. Лишь изредка отойдет, в воду окунуться, чтобы принести на себе воды и полить гнездо. Малыши рождаются крошечными-20-30см. Только через 10-15 лет крокодил станет взрослым, и его длина достигнет 6 метров. Но, не смотря на его размеры, крокодила не сразу заметишь. Он сидит в засаде. Подкарауливая жертву, он лежит, погрузившись в воду, а над поверхностью выступают только глаза и ноздри. Когда животные подходят, то крокодил взмахом хвоста сбивает с ног и утаскивает под воду.
В. : Продолжим наше путешествие. На нашем пути повстречалась африканская деревня, в которой живут коренные жители – негры. Так как в Африке жарко, и жилища сделаны из чего, ребята? (Из травы, веток, камней).
Африканцы приглашают нас на свой праздник. Потанцуем с ними.
Динамическая пауза.
В. : Начинают появляться кустарники, причудливые деревья. Да это же – африканская саванна!
В. : Какое самое большое животное в Африке? Отгадайте загадку:
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
СЛОН.
В. : Ребята, для чего слону хобот.
Дети: чтобы пить, есть, переносит деревья.
Воспитатель: А для чего слону такие большие уши?
Детям раздать по 2 альбомных листа.
В. : Давайте представим, что мы с вами слоны, а это наши уши. Помашите ушами, что вы почувствовали?
Дети: прохладный ветерок. Чтоб слону было не жарко.
В. : А каких еще животных Африки вы ещё знаете?
Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.
В. : Раз вы так хорошо знаете животных, давайте поиграем в игру «Угадай, кто?».
Проводится игра «Угадай кто?» Детям показывается часть животного, они должны назвать, кто это.
В. : А каких птиц вы знаете? Молодцы. А теперь еще поиграем.
Проводится игра «собери животного».
Детям раздаются картинки с изображением песка и дерева. Дети делятся на две группы. Та группа ребят, у которых на картинке песок собирают животного пустыни. А другие, собирают животного саванны.
- Теперь двигаемся дальше. Появляется все больше растений. Про-ходить становиться труднее и труднее. Это влажные тропические леса (джунгли). Сколько здесь интересного!
Вот, например, любимое лакомство обезьян. Что это? (Бананы)
А на чём растут бананы? (На пальме)
На первый взгляд растения похожи на пальмы. Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не деревья, а травы! Правда, гигантские - высотой до 15м»
Так, где растут бананы? (ответы)
А кто это прыгает с дерева на дерево? (обезьяны)
Чичи. : Это мои подружки – обезьяны! Наконец – то я их нашла! Большое спасибо, ребята!
В. : Ребята, в Африке есть ещё очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, увы, уже подходит к концу. Нам пора возвращаться домой.
Физкультминутка «Самолёт»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
В. : Вам понравилось наше путешествие?
А что вам больше всего понравилось?
Что вы узнали нового?
Итог занятия. Игра «Рассели животных по Африке»
В. : А эти бананы вам передала Чичи и ее подруги обезьяны.