Сычева Евдокия Ивановна
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с заповедными местами родного края – Белгородчины.
Задачи:
- Дать детям представление об охранных природных территориях (местах) – заповедниках;
- Познакомить с заповедником – Лес на Ворскле, с его особенностями;
- Развивать творческое воображение, коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и в интересах детей;
- Воспитывать любовь к своему краю, умение «общаться» с природой – «не навреди природе».
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы „Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Материалы и оборудование: карта - маршрут по заповеднику, презентация, фотографии, картинки с природой заповедника в разные времена года, карточки с изображениями птиц и животных, обитающих на территории заповедника, мелкие игрушки - косуля, кабан, барсук, лиса и т. д.
Вводная часть
Дети сидят на коврике. От коврика до доски проложена веревочка – «тропинка», которая ведет к доске, на которую помещена карта – схема заповедника.
Воспитатель: «Что это за веревочка? Куда она ведет? (Предположения детей)». Воспитатель предлагает пройти по веревочке.
Постановка проблемы: «Куда привела нас тропинка?», «Что за карта – схема расположена на доске?»
Дети читают название «Заповедник - Лес на Ворскле».
-Воспитатель: - Что означает слово «заповедник?» (ответы детей).
- Для чего он нужен? (ответы детей). Чтобы выяснить правильно ли думают дети, воспитатель предлагает «побывать» в заповеднике.
Ваша задача (для детей)- больше узнать, увидеть, познакомится с природой в заповеднике. А чтобы наше путешествие было более увлекательным и полезным, что для этого нужно? (ответы детей).
Нам нужна карта - маршрут по заповеднику и экскурсовод. Какую помощь может оказать нам карта – маршрут? В чем заключается работа экскурсовода? (в роли экскурсовода выступает воспитатель).
Основная часть
Воспитатель: «Мы сегодня отправляемся с вами в путешествие по заповеднику «Лес на Ворскле». Слайд 1,2
Участок Лес-на-Ворскле впервые организован в 1925 г. Площадь заповедника 1038 га, где преобладают вековые дубравы. Месторасположение: окрестности поселка Борисовка, на правом берегу верховий реки Ворскла. Заповедник расположен в юго-западной части Белгородской области. С трех сторон заповедник ограничивают реки: с юга и востока – Ворскла, с запада – Готня. По границам заповедника расположены селения. Эта территории с давних времен была местом борьбы с кочевыми племенами - половцами, татаро-монгольскими ордами и крымскими татарами. Густые леса всегда служили надежной защитой от прохождения конницы, а потом люди стали делать искусственные сооружения – лесные «засеки» из поваленных деревьев. В XVII веке они входили в состав 800-километрового сооружения вдоль реки Ворсклы, включавшее также земляные валы, остроги и даже крепости.
При правительстве Петра I дубравы охранялись очень строго, так как для строительства морского флота нужно было много дубовой древесины. Вырубка дуба, вяза и ясеня на другие цели каралась смертной казнью.
Сегодня мы с вами познакомимся с растительным и животным миром заповедника, его разнообразием и красотой.
Итак, в путь! (Дети идут под звуки «Музыка леса» до первой остановки). Перед «остановкой» знак «Запрещено рвать и ломать». Что означает этот знак? (ответы детей). А как же мы будем знакомиться с природой, не нарушая правило? Правильно, глазами мы будем смотреть, любоваться красотой природы, ушками слушать звуки природы, руками «помогать» природы.
Остановка «Растительный мир». Слайд 3
Воспитатель предлагает назвать знакомые деревья, кустарники, травянистые растения. Как они расположены по отношению друг к другу? Для чего это нужно? Подвести к выводу, что в мире растений существует свой порядок, они приспосабливаются к совместному существованию и живут каждый на своем «этаже».
Исследовательская деятельность
На столе картинки с изображениями растений, растущими в данном заповеднике: деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники.
Перед детьми представлена «Лесенка», состоящая из 6 ступеней. Предложить детям расположить картинки с растениями на лесенке, в том порядке, как они растут в заповеднике. На что похожа получившаяся конструкция? (на «дом леса»). Какие растения растут на каждом этаже? Почему?
Дети рассказывают о растениях, об их приспособлении к жизни на разных «этажах».
1. Старые деревья: дубы большой высоты.
2. Деревья: клен платановидный, липа мелколистная, ильм, ясень.
3. Кустарники: бересклет, шиповник, боярышник.
4. Травянистые растения: копытень, сныть
5. Грибы
6. Мхи и лишайники
Физкультурная пауза
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
А мы продолжаем наше путешествие (на мольберте помещена фотография заповедника). Экскурсовод: «Мы познакомились с растительным миром заповедника, а как вы думаете, кого еще можно увидеть в заповеднике?» (ответы детей).
Животный мир - Слайд 4
Экскурсовод просит назвать животных, которые могут обитать в данном заповеднике (рассуждение детей). Экскурсовод обобщает ответы детей.
Экскурсовод: «В заповеднике представлены благоприятные условия для жизни многих животных, поэтому эта территория заселена довольно плотно.
Но деятельность человека привела к полному уничтожению благородных оленей, бобров и выдр. В лесах в высоких дуплах живут летучие мыши, белки, каменные куницы. В старых пнях и прикорневых дуплах обитают желтогорлые мыши, рыжи и кустарниковые полевки. Лисы и барсуки добывают себе окорм в районе высокоствольных участков. Косули и лоси кормятся бересклетом, а кабаны в урожайные годы остаются на всю зиму. В Красную книгу России занесены такие виды насекомых, обитающие на территории заповедника, как жук-олень, жук-отшельник. В коре погибающих деревьев живут жуки-короеды, усачи, златки. Немало среди насекомых и вредителей леса. Например, при нашествии дубовой листовертки уже в начале лета лес оголяется. На опушках по ночам пасутся копытные и заяц-беляк. В солнечные дни над цветами летает масса пчел, шмелей, бабочек. В болотистых местах обитают различные лягушки и жабы.
Д/игра «Где кто живет?»
Оборудование: Макет «Этажи леса», мелкие игрушки животных.
Задание: «Отправить» животных домой.
Игра – имитация
Экскурсовод предлагает поиграть в игру – имитацию «отгадай, что за животное я изображаю».
Экскурсовод предлагает детям отдохнуть, посидеть на пенечке, закрыть глаза и послушать звуки природы (включается запись «голоса природы»). Дети слушают звуки с закрытыми глазами. Экскурсовод: «Какие звуки вы услышали, голоса каких птиц, животных?» (ответы детей).
Какие, по вашему мнению, могут жить в заповеднике птицы и почему? (питание, жилье).
Птицы заповедника - Слайд 5
Экскурсовод рассказывает о птицах, привлекает к беседе детей.
Экскурсовод: «В вековой дубраве преобладают галки, дятлы, сизоворонки, воробьи, стрижи, поползни, обыкновенные неясыти. В центральной части обитает колония серых цапель. По близости обустраиваются черные коршуны. Большая колония грачей обитает на участке высокоствольной дубравы. На опушечных дубах гнездятся белые аисты. В зарослях ивняка и тростника выводят птенцов коростели, дроздовидные и болотные камышевки».
Затем предлагает поиграть в игру:
Д/игра «Найди лишнее»
Оборудование: карточки с изображением птиц, обитающих не только в заповеднике, но и в разных уголках России.
Задание: определить, какие птицы обитают на территории заповедника, а какие «лишние» и почему?
(Дети рассуждают, делают выводы).
Экскурсовод предлагает снова прослушать звуки природы с закрытыми глазами (запись «Голоса леса»).
Аутотренинг
. Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы луга
Надо мной гордо кружат птицы,
Мне хорошо и приятно,
Я очень рад, что встретился с удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
Ну а теперь, снова в путь…
Но прежде, чем мы покинем наш заповедник, мы должны оставить после себя порядок и вернуть каждого животного и птицу «домой».
Д/игра «Кто, где живет»
Экскурсовод: «Дети мы подошли с вами к музею природы, где собраны животный и растительный мир заповедника». (Дети отвечают на вопросы об обитании животных и растительном мире заповедника, воспитатель дополняет и корректирует ответы).
Заключительная часть
Воспитатель: «Дети, мы с вами «побывали» на территории заповедника «Лес на Ворскле». Давайте вспомним все, что мы сегодня видели и слышали, пофантазируем, затем нарисуем картину заповедника, которая возникла у вас перед глазами, каким заповедник будет в будущем.