Получи документы

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)»

Сычева Евдокия Ивановна
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с заповедными местами родного края – Белгородчины.

Задачи:

- Дать детям представление об охранных природных территориях (местах) – заповедниках;

- Познакомить с заповедником – Лес на Ворскле, с его особенностями;

- Развивать творческое воображение, коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и в интересах детей;

- Воспитывать любовь к своему краю, умение «общаться» с природой – «не навреди природе».

Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы „Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: карта - маршрут по заповеднику, презентация, фотографии, картинки с природой заповедника в разные времена года, карточки с изображениями птиц и животных, обитающих на территории заповедника, мелкие игрушки - косуля, кабан, барсук, лиса и т. д.

Вводная часть

Дети сидят на коврике. От коврика до доски проложена веревочка – «тропинка», которая ведет к доске, на которую помещена карта – схема заповедника.

Воспитатель: «Что это за веревочка? Куда она ведет? (Предположения детей)». Воспитатель предлагает пройти по веревочке.

Постановка проблемы: «Куда привела нас тропинка?», «Что за карта – схема расположена на доске?»

Дети читают название «Заповедник - Лес на Ворскле».

-Воспитатель: - Что означает слово «заповедник?» (ответы детей).

- Для чего он нужен? (ответы детей). Чтобы выяснить правильно ли думают дети, воспитатель предлагает «побывать» в заповеднике.

Ваша задача (для детей)- больше узнать, увидеть, познакомится с природой в заповеднике. А чтобы наше путешествие было более увлекательным и полезным, что для этого нужно? (ответы детей).

Нам нужна карта - маршрут по заповеднику и экскурсовод. Какую помощь может оказать нам карта – маршрут? В чем заключается работа экскурсовода? (в роли экскурсовода выступает воспитатель).

Основная часть

Воспитатель: «Мы сегодня отправляемся с вами в путешествие по заповеднику «Лес на Ворскле». Слайд 1,2

Участок Лес-на-Ворскле впервые организован в 1925 г. Площадь заповедника 1038 га, где преобладают вековые дубравы. Месторасположение: окрестности поселка Борисовка, на правом берегу верховий реки Ворскла. Заповедник расположен в юго-западной части Белгородской области. С трех сторон заповедник ограничивают реки: с юга и востока – Ворскла, с запада – Готня. По границам заповедника расположены селения. Эта территории с давних времен была местом борьбы с кочевыми племенами - половцами, татаро-монгольскими ордами и крымскими татарами. Густые леса всегда служили надежной защитой от прохождения конницы, а потом люди стали делать искусственные сооружения – лесные «засеки» из поваленных деревьев. В XVII веке они входили в состав 800-километрового сооружения вдоль реки Ворсклы, включавшее также земляные валы, остроги и даже крепости.

При правительстве Петра I дубравы охранялись очень строго, так как для строительства морского флота нужно было много дубовой древесины. Вырубка дуба, вяза и ясеня на другие цели каралась смертной казнью.

Сегодня мы с вами познакомимся с растительным и животным миром заповедника, его разнообразием и красотой.

Итак, в путь! (Дети идут под звуки «Музыка леса» до первой остановки). Перед «остановкой» знак «Запрещено рвать и ломать». Что означает этот знак? (ответы детей). А как же мы будем знакомиться с природой, не нарушая правило? Правильно, глазами мы будем смотреть, любоваться красотой природы, ушками слушать звуки природы, руками «помогать» природы.

Остановка «Растительный мир». Слайд 3

Воспитатель предлагает назвать знакомые деревья, кустарники, травянистые растения. Как они расположены по отношению друг к другу? Для чего это нужно? Подвести к выводу, что в мире растений существует свой порядок, они приспосабливаются к совместному существованию и живут каждый на своем «этаже».

Исследовательская деятельность

На столе картинки с изображениями растений, растущими в данном заповеднике: деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники.

Перед детьми представлена «Лесенка», состоящая из 6 ступеней. Предложить детям расположить картинки с растениями на лесенке, в том порядке, как они растут в заповеднике. На что похожа получившаяся конструкция? (на «дом леса»). Какие растения растут на каждом этаже? Почему?

Дети рассказывают о растениях, об их приспособлении к жизни на разных «этажах».

1. Старые деревья: дубы большой высоты.

2. Деревья: клен платановидный, липа мелколистная, ильм, ясень.

3. Кустарники: бересклет, шиповник, боярышник.

4. Травянистые растения: копытень, сныть

5. Грибы

6. Мхи и лишайники

Физкультурная пауза

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

А мы продолжаем наше путешествие (на мольберте помещена фотография заповедника). Экскурсовод: «Мы познакомились с растительным миром заповедника, а как вы думаете, кого еще можно увидеть в заповеднике?» (ответы детей).

Животный мир - Слайд 4

Экскурсовод просит назвать животных, которые могут обитать в данном заповеднике (рассуждение детей). Экскурсовод обобщает ответы детей.

Экскурсовод: «В заповеднике представлены благоприятные условия для жизни многих животных, поэтому эта территория заселена довольно плотно.

Но деятельность человека привела к полному уничтожению благородных оленей, бобров и выдр. В лесах в высоких дуплах живут летучие мыши, белки, каменные куницы. В старых пнях и прикорневых дуплах обитают желтогорлые мыши, рыжи и кустарниковые полевки. Лисы и барсуки добывают себе окорм в районе высокоствольных участков. Косули и лоси кормятся бересклетом, а кабаны в урожайные годы остаются на всю зиму. В Красную книгу России занесены такие виды насекомых, обитающие на территории заповедника, как жук-олень, жук-отшельник. В коре погибающих деревьев живут жуки-короеды, усачи, златки. Немало среди насекомых и вредителей леса. Например, при нашествии дубовой листовертки уже в начале лета лес оголяется. На опушках по ночам пасутся копытные и заяц-беляк. В солнечные дни над цветами летает масса пчел, шмелей, бабочек. В болотистых местах обитают различные лягушки и жабы.

Д/игра «Где кто живет?»

Оборудование: Макет «Этажи леса», мелкие игрушки животных.

Задание: «Отправить» животных домой.

Игра – имитация

Экскурсовод предлагает поиграть в игру – имитацию «отгадай, что за животное я изображаю».

Экскурсовод предлагает детям отдохнуть, посидеть на пенечке, закрыть глаза и послушать звуки природы (включается запись «голоса природы»). Дети слушают звуки с закрытыми глазами. Экскурсовод: «Какие звуки вы услышали, голоса каких птиц, животных?» (ответы детей).

Какие, по вашему мнению, могут жить в заповеднике птицы и почему? (питание, жилье).

Птицы заповедника - Слайд 5

Экскурсовод рассказывает о птицах, привлекает к беседе детей.

Экскурсовод: «В вековой дубраве преобладают галки, дятлы, сизоворонки, воробьи, стрижи, поползни, обыкновенные неясыти. В центральной части обитает колония серых цапель. По близости обустраиваются черные коршуны. Большая колония грачей обитает на участке высокоствольной дубравы. На опушечных дубах гнездятся белые аисты. В зарослях ивняка и тростника выводят птенцов коростели, дроздовидные и болотные камышевки».

Затем предлагает поиграть в игру:

Д/игра «Найди лишнее»

Оборудование: карточки с изображением птиц, обитающих не только в заповеднике, но и в разных уголках России.

Задание: определить, какие птицы обитают на территории заповедника, а какие «лишние» и почему?

(Дети рассуждают, делают выводы).

Экскурсовод предлагает снова прослушать звуки природы с закрытыми глазами (запись «Голоса леса»).

Аутотренинг

. Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышутся травы луга

Надо мной гордо кружат птицы,

Мне хорошо и приятно,

Я очень рад, что встретился с удивительным миром заповедника.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

Ну а теперь, снова в путь…

Но прежде, чем мы покинем наш заповедник, мы должны оставить после себя порядок и вернуть каждого животного и птицу «домой».

Д/игра «Кто, где живет»

Экскурсовод: «Дети мы подошли с вами к музею природы, где собраны животный и растительный мир заповедника». (Дети отвечают на вопросы об обитании животных и растительном мире заповедника, воспитатель дополняет и корректирует ответы).

Заключительная часть

Воспитатель: «Дети, мы с вами «побывали» на территории заповедника «Лес на Ворскле». Давайте вспомним все, что мы сегодня видели и слышали, пофантазируем, затем нарисуем картину заповедника, которая возникла у вас перед глазами, каким заповедник будет в будущем.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Изумрудный город» Цель: обобщение и систематизация раннее освоенных математических представлений посредством художественной литературы в игровой форме. Задачи:.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Морское путешествие Фёдора Конюхова» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме ___ «Путешествие.

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы Программное содержание. Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка. Задачи: Образовательные: Уточнить элементарные представления.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) «Путешествие в Лесную школу»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) «Путешествие в Лесную школу» Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) "Путешествие в Лесную школу" Автор: Гуменюк.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Белочка приглашает в путешествие» Программное содержание: Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках. Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Цель занятия: Уточнить знания об основных.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие»Конспект занятия с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы, с использованием приемов мнемотехники. Коррекционно-развивающие.

Конспект занятия «Пиратское путешествие» с детьми средней группы Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада.

Конспект ООД «Путешествие в Древнюю Русь» с детьми подготовительной к школе группы ООД "Путешествие в Древнюю Русь" с детьми подготовительной к школе группе. Цель: Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том,.

«Путешествие по городу Саранску». Конспект итогового занятия по социальному миру с детьми подготовительной к школе группы«Путешествие по городу Саранску». Конспект итогового занятия по социальному миру с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание: • Закрепить знания о своём городе и его достопримечательностях, умение различать символику страны, Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)»
Опубликовано: 7 августа 2019 в 08:52
+132Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)»» (включая файлы) размещена пользователем Сычева Евдокия Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД