Наталья Гусева
Конспект занятия для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Звуки [з] — [з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Дифференциация звуков [з] - [зь].
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• Продолжать учить дифференцировать звуки [з] - [зь] по твердости и мягкости.
• Автоматизировать правильное произношение звуков в слогах, словах.
• Закреплять умение характеризовать звуки.
• Закреплять умение делить слова на слоги.
коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух и слуховое восприятие.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать внимание и мышление.
коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи „Звуки [з] — [з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.
• Воспитывать познавательный интерес.
• Воспитывать самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.
Оборудование: картинки с изображением девочек, мяч, лепестки с изображенными картинками, фишки, картинки со звуками [з] - [зь].
Ход занятия:
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, а теперь нашим гостям. Пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Садитесь на стульчики.
2. Сообщение темы занятия. Характеристика звуков.
-К нам в гости пришли две девочки Зоя и Зина. Они хотят с вами поиграть и приготовили для вас задания. Какой первый звук в имени Зоя? (Звук [з]) Давайте произнесем его. (З-з-з) Охарактеризуйте его. Какой он? (Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.) Каким цветом обозначаем звук[з] в схеме (Синим.) Посмотрите и платье у Зои синего цвета.
-Другую девочку зовут Зина. Какой первый звук в имени Зина? (Звук [зь]) Давайте произнесем его. (Зь-зь-зь) Охарактеризуйте его. Какой он? (Звук [зь]- согласный, мягкий звонкий.) Каким цветом обозначаем звук [зь] в схеме? (Зеленым.) Посмотрите и платье у Зины зеленого цвета.
3. Развитие фонематического слуха – игра «Скажи наоборот».(С мячом.)
-Наши гости предлагают поиграть в игру «Скажи наоборот». Я вам буду произносить слоги с твердым звуком, а вы произнесите эти слоги мягко.
Логопед: За-за-за Ребенок : Зя-зя-зя
Логопед: Зо -зо-зо Ребенок: Зё- зё-зё.
Логопед: Зу-зу-зу Ребенок: Зю-зю-зю
Логопед: Зы-зы-зы Ребенок: Зи-зи-зи.
-Молодцы!
4. Закрепление звуков [з] – [зь] в словах. Игра «Доскажи словечко»
-Зоя и Зина сочинили стихи, пока к вам шли последние слова забыли. Давайте поможем их вспомнить. Слушайте внимательно.
Щетка новая у Любы,
Будет Люба чистить (зубы).
-В слове зубы какой первый звук?
Сама из магазина
Несла покупки. (Зина).
-Какой первый звук в этом слове?
Я сижу едва не плача,
Очень трудная (задача).
-Какой первый звук в слове задача?
Двор в снегу. Белы дома,
Ночью к нам пришла (зима).
-А в слове зима какой первый звук?
-Молодцы!
5. Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем.
Рано утром солнце встало,
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качаем раскрытыми в сторону руками.)
Небо тучей заволок,
(Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Качание туловища влево - вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Приседаем.)
Ни один не виден лучик.
(Встали, спрятали руки за спину.)
6. Различение звуков [з] - [зь] по твердости и мягкости в словах.
-Девочки несли нам цветы, но подул ветер и лепестки разлетелись. Поможем девочкам собрать цветы. Посмотрите, у этого цветка синяя серединка, сюда будем собирать картинки с каким звуком? (С твердым.) У этого цветка зеленая серединка, сюда будем собирать картинки с каким звуком? (С мягким.) ( Дети прикрепляют лепестки с картинками: ваза, замок, заяц, зонт, заколка, газета, зебра, зефир, зеркало.)
-Что на твоем лепестке изображено? Какой в этом слове звук? Какой он? К какой серединке ты его прикрепишь? Почему? Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
7. Определение количества слогов в словах со звуками [з] - [зь].
-Зоя и Зина придумали для вас новое интересное задание. А теперь подойдите к столам, встаньте каждый около своей картинки. Переверните картинки. Поделите слова на слоги, положите столько фишек, сколько слогов в слове. ( Слова: заколка, зонт, забор, ваза, зеркало, мимоза, магазин, зима, изюм.)
-Какое у тебя слово? Почему ты положил столько фишек?
8. Развитие внимания, мышления – игра «Четвертый лишний».
-Зоя и Зина хотят поиграть с вами в игру «Что лишнее?» Я буду называть слова, а вы подумайте какое слово лишнее и объясните почему? Слушайте внимательно.
Зонт, заяц,мак, забор.
Зеленка, танк, зебра, зима.
Зубы, забор,зефир, заколка.
Зеркало, зебра, зонт, зима.
-Какое слово лишнее? Почему?
9. Итог занятия.
-Кто у нас был сегодня в гостях? В какие игры вы играли? Какие звуки повторяли? (Ответы детей.)