любовь свиридова
Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию по теме «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию по теме :
«Наша Родина - Россия»
Цель:
Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице.
Задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о символах России;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Познакомить детей с основными неофициальными символами России;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет : к городу и его достопримечательнастям;
Учить рассказывать о достопримечательностях города;
Воспитывать чувство патриотизма;
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Оборудование:
Компьютер, презентация
Фланелеграф
Демонстрационный материал: картинки с видами города, цветные круги разных размеров, лото «Что было раньше, что сейчас.», наглядный материал : самовар, ромашка, матрешки.
Картинка берёзы, колечки су-джок
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. А вы хорошо знаете свою Родину? Хотите это проверить? Тогда я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и закрепить свои знания. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Повторяйте за мной: (Нейроупражнение)
Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома.
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля-
Это Родина моя!
Воспитатель :
- Кто сможет показать схематично при помощи кругов, что такое наша Родина, наша Малая Родина?
(Ребёнок берё т 3 круга: большой синий, поменьше – розовый, самый маленький – жёлтый и кладёт их по порядку один на другой с пояснениями, что синий круг — это наша планета Земля, розовый – страна Россия – наша большая Родина, жёлтый – город, в котором мы родились и живём – наша малая Родина.)
Давайте пройдем на стульчики.
Воспитатель :
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как она называется? (Россия).
- А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная.) - Россия - наша Родина.
- Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
Воспитатель : Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение (читает ребенок) :
Великую землю, Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель :
- Родина — это дом, в котором мы живём, наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со своими улицами и парками.
- А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
- А кто знает, какие народы населяют Россию? Все мы – жители России – россияне, но народов России проживает великое множество
(Татары, мордва, ингуши, якуты, башкиры, буряты, чукчи, калмыки, чуваши, коми, нанайцы, ненцы, дагестанцы, кумыки, чуваши, удмурты, чеченцы)
- Как вы думаете, на каком языке говорят в нашей стране все народы? Он же государственный язык Российской Федерации. (Русский).
- Правильно, у каждого народа есть свой язык, но на русском языке говорят все люди в России, на русском языке заполняются официальные документы.
Воспитатель :
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Назовите их. (Ответы детей)
-Дома и стены помогают.
-Всякому мила своя сторона.
-Родная землица и во сне снится.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
-Если народ един, он непобедим.
-Кто за Родину горой - тот и герой.
-Береги землю родимую как мать любимую.
-Одна у человека мать - одна и Родина.
-Человек без Родины, как соловей без песни.
Воспитатель :
- Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
- Кто сможет показать на карте границы России? (1 слайд)
Послушайте стихотворение о том, какая наша любимая Россия – Родина.
Россия - любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: "В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда!"
А мальчик из Сочи задорно хохочет:
"Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!"
И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!
- Давайте посмотрим на карту ребята.
Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на самолёте лететь более половины суток. И сегодня я предлагаю путешествие по России.
- Ребята, а на чём можно путешествовать? Мы с вами отправимся в путь на автобусе. Занимайте места, дети встают друг за другом и показывают движения по тексту песни. (звучит музыка 2 слайд)
Станция №1 «Государственная».
Воспитатель :
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны как называется? (Столица). (3 слайд)
- Ребята, как называется столица России? (индивидуальные ответы детей) -А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение (читает ребенок) :
Москва — это Красная площадь,
Москва — это башни Кремля,
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель :
- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент)
- Президентам нашей страны является.? (В. В. Путин( 4 слайд)
- А кто избирает президента? (народ)
Станция №2 «Знаки и символы»
Воспитатель : Вторая наша станция называется “Знаки и символы
- У всякой страны есть три обязательных официальных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.
- Какие это символы? (Флаг, герб, гимн).
- Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Битва за стяг была особенно ожесточённой, если удавалось его захватить, то войско считалось побеждённым. Если стяг падал, то это означало поражение войска в этом месте битвы.
Гордо развевающиеся на ветру стяги были обязательной частью военных походов. Они укрепляли боевой дух воинов и помогали издалека отличить своих от чужих. В XV в. начинает входить в употребление название «знамя». Старинные знамёна пышно украшали, они горели на солнце золотом, серебром.
- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная). (5 слайд)
- А кто из вас расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение (читает ребёнок) :
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Вот герб нашей страны. (6 слайд). Давайте рассмотрим его. Что вы видите на гербе. (Рассматривание.) Кто может рассказать стихотворение о гербе?
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Воспитатель :
- На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской территории нашей страны.
В центре орла — всадник воин-змееборец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России и важных официальных документах.
Воспитатель : А что же такое - гимн?
— Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а также во время спортивных соревнований, при награждении наших героев и спортсменов наградами. Гимн слушают стоя. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт С. Михалков. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. (Показать фото С. Михалкова).( 7 слайд)
Послушаем отрывок. (8 слайд)
Слушание отрывка Гимна.
- А сейчас у нас Станция №3 «Физкультурная».
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).
Воспитатель :
- Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное.
- Послушайте стихотворение 3. Александровой
(Читают трое детей, каждый свой куплет).
«Родина»
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель : Иностранец при упоминании России тоже представит себе что-то вполне конкретное. Для многих людей неофициальным символом России является белоствольная берёзка, потому что это самое распространённое дерево в России.
- Ребята, давайте рассмотрим берёзку и скажем, какая она? (Картинка берёзы).
Воспитатель :
- Когда говорят о России, то часто вспоминают её символы, которые являются неофициальными. Послушайте и отгадайте загадки о негосударственных символах нашей Родины и найдите ответ
(на столе лежат предметы загадок)
Загадка.
Шла муха на базар и купила?
(самовар)
Стоит в лесу кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(ромашка).
Её узнают по простой примете –
Нет дерева белей на свете
(берёза)
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка).
Воспитатель : Станция №4 «Неофициальные символы России»
- А какие ещё вы знаете неофициальные символы России? (Медведь, балалайка, Спасская Башня, гармошка, Красная Площадь, ушанка, Московский Кремль, Павлово-Посадский платок, Хохлома)«Собери картинку» (разрезные картинки)
У каждого ребёнка своя картинка – неофициальный символ России.
Станция №5 «Историческая»
1. – «Игра с мячом» (Вопросы-ответы)
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Столица нашей Родины?
- Как называется город нашей малой Родины?
- Главная река нашего города?
- Как называется самая главная площадь в Москве?
- Какое животное считается символом России?
- Кого побеждает воин на гербе России?
- Кто является президентом России?
- Как назывались воины в Древней Руси?
2. Игра «Раньше и теперь»
Игра лото с картинками поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, соотнести их с современными бытовыми приборами. Предлагает детям подобрать старинные предметы аналогичные современным или наоборот (печь - газовая плита, перо для письма и ручка, телега - автомобиль).
Станция №6 «Мой город»
(Считалочка с колечками СУ-ДЖОК)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
- Как люди должны относиться к своему родному городу, краю, Родине?
- Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят — это земляки. Мы любим свой город, свою землю.
-Я уверена, что вы будете гордиться нашим городом, любить его, беречь красоту и природу нашего города.
Итог занятия.
Воспитатель : Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Но вы уже сейчас можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, очень мудрые, терпеливые, сильные, смелые и добрые.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика - будет Родина крепка».
Наша группа тоже маленькая страна, мы очень дружные ребята и у нас есть гимн нашей группы, давайте сейчас её споём. Дети поют песню: «Ты, да я, да мы с тобой.» На этом наше занятие закончено, большие молодцы.