Светлана Торгунакова
Конспект занятия «Березы тоже плачут» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Березы тоже плачут»
Цель: Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в т. ч. и при сборе березового сока. Обогатить и активизировать словарь детей.
Программные задачи:
Формировать представления у детей о русской березе.
Формировать у детей культуру общения с природой.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Закреплять у детей умения делать из бумаги поверхность из круга, разрезанного по радиусу, изготовлять из прищепок и картона «березу»
Развивать творческие способности, самостоятельность.
Оборудование и материалы: книга, сделанная своими руками (обложка книги из бересты, иллюстрации и природный материал в книги (почек, сережек березы, гриб – чага). Наглядный предмет – кусочки коры, бересты; деревянная посуда, картинки с изображением мебели, лыж. Запись песни «Во поле береза стояла», муляж «Береза»
Предварительная работа: Чтение рассказа о берёзе «Передышка» Автор: Г. Скребицкий, чтение стихов о березе, разучивание стихотворения о березе, хороводная игра «Берёзка», тренировка в рисование березы, рисованием пальчиком. Рассматривание книги сделанной своими руками «Все о березе» Рассматривание фотографий березы в разное время года.
Ход занятия:
Отгадывание загадок:
Зелена, а не луг,
бела, а не снег, кудрява, а не человек (Береза)
Воспитатель: Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России. Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «березового ситца», а березки так и описывал:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она необычная?
Ответ детей: Белая, с черными полосками.
Воспитатель: А вы знаете, что береза -единственное в мире дерево с белой корой. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показывает бересту). Береста – это защитный слой дерева, от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Мы любим нашу березу, Как можно ласково ее назвать?
Ответ детей: Кудрявая, душистая, стройная, белоствольная, длиннокосая.
Воспитатель: Ребята посмотрите фотографии с березой в разное время года
Прекрасная береза в любое время года: осенью - в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, летом- длиннокосая, кудрявая, весной- ослепительно белая на фоне изумрудной травы! Вот почему береза стала символом России.
Береза не только красива, но еще и необходима для человека. Из не делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила., корзины и другие поделки.
Воспитатель: Это дерево полюбилось нашему народу. Березку упоминают в сказках, загадках, в песнях и водили и водят хороводы вокруг березки.
Воспитатель: Ребята, вставайте, беритесь за руки, хороводная игра «Берёзка» (Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы)
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли. (Дети идут по кругу, платочки в руках)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри.
Это пляшут малыши, малыши. (Дети кружатся на месте платочки вверх)
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали. (Шагают в круг, затем из круга)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Воспитатель: Садитесь на места
Воспитатель: Лес из берез называют березовой рощей или березняком. Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Чем оно полезно?
Ответ детей: Дает чистый воздух (кислород, лечит от болезней, поит полезным соком.
Воспитатель: Сережки березы (показ картинки, природный материал - сережки березы) служат кормом для птиц. На стволах березы встречается березовый гриб – чага (показ) Из него также готовят лекарства, отвар из березовых почек (показ) успокаивает нервы, заживляет раны
Рассказ воспитателя:
Однажды я поехала в лес за грибами. И попала в березняк, так называется березовый лес. Кругом были одни березки, и все разные. Одна - высокая, другая – пониже, а третья-совсем низкая. У берез стволы белые с черными вкраплениями, крона, свисающие ветки. Люди говорят, что коса есть у березы. Присматриваюсь я, да и правда, ветки у нее, ка косы заплетенные, вниз спускаются, друг дружкой переплетаются. Шла я так, любовалось природой (показать детям картинку с изображением березы, а на ум мне пришли такие строчки:
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало, в лесу потеплей,
Березка зленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
И вдруг я увидела засохшую березку, совсем еще молоденькую. Не было на ней листочка, лишь одни голые ветки. Жалко мне стало эту березку. Стояла она одна – одинешенька, на подружек своих не похожая
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему же она засохла (Ответы детей)
А я думаю, собирая сок с березы, люди забыли залечить березовую ранку, она и умерла, засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала.
Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Это влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых появляются листья. Эту влагу называют березовым соком. Чем он ценен для березы? Из-за него люди и наносят раны березе, и она плачет.
Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители!
Что же делать? И сок нужен и березку жалко, ка же можно такую красоту губить?
Оказывается можно добывать сок, не причиняя березе вред и боли.
Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок?
Ответ детей: Он полезен, богат витамином А.
Достаточно аккуратно срезать с березы веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в нее наберется сок. Срезать можно только с больших берез, а потом это место обязательно надо залепить садовой замазкой или землей, что бы сок не вытекал, береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки.
Не будьте похожи на злого мальчишку:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы.
И капли сока, точно слезы
Текли прозрачною струей.
Вторая часть занятия.
Воспитатель: Ребята вот и наша березка, только что-то она привяла, давайте леечки возьмем и березоньку польем. (Под веселую музыку дети муляж «березки» поливают).
Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна.
Стали, стали мы березку поливать,
Стали песенку такую напевать:
Ты расти, моя красавица, расти,
Всем на радость, зеленя, шелести.
Воспитатель: Дети, я приглашаю заняться творчеством
(Дети подходят к своим рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса, которые сделали дети заранее)
Воспитатель: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.
(Дети замечают, что на коре нет черных точек). Воспитатель предлагает их нарисовать пальчиком.
(Под звучание музыки дети выполняют задание.)
Итог. В заключение занятия на стол выставляются поделки.
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, и у нас получилась целая березовая роща. На занятии мы много узнали о значении березы. Она является символом России, дает кислород, лечит болезни, поит полезным соком. А что мы можем хорошего сделать для деревьев?
Ответы детей: Беречь, не ломать, сажать новые деревья.
Воспитатель: Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому и наша березка нуждается в охране.