Светлана Юнусова
Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием инновационных технологий в музейной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках фрагментов картины Б. Кустодиева «Масленица»
Цель: знакомство детей с картиной «Масленица» Б. М. Кустодиева
Задачи:
Развивающие: Развивать художественное восприятие картин, видение содержания и средств выразительности живописи. Развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать мышление, внимание, память, фантазию. Развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства).
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием инновационных технологий в музейной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: Учить составлять описательный рассказ по картине. Закрепить знания о традициях русского народа, познакомить с русским народным фольклором. Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях природы, зимних развлечениях. Учить работать по алгоритму.
Воспитательные: Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать интерес детей к произведениям русских живописцев.
Материал: Проектор, экран, ноутбук. Презентация к НОД, аудиозапись музыкального произведения П. И. Чайковского «Масленица», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица» (1919г.) сюжетные картинки по временам года, разрезные картинки «Иллюстрации к сказкам», письмо от «Зимы», снежинки с заданиями. Для творческой деятельности: заготовки крестовины для куклы Масленицы, лоскуточки ткани, помпоны, цветные ленточки (по количеству детей).
Организационный момент.
Приветствие «Здравствуй, солнце золотое…»
Мотивационный этап.
-Ребята, я вчера подготовила для вас картину, хотела рассказать о народном празднике, но сегодня, придя в детский сад не нашла ее на столе. Вместо картины лежало письмо.
Воспитатель зачитывает письмо от зимушки – зимы.
Письмо от зимушки-зимы:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я зимушка – зима. Подходит время прощаться с вами в этом году. Мне очень грустно от того. На прощание я решила с вами поиграть и приготовила испытания. За каждое пройденное испытание на экране будет появляться фрагмент картины. Пройдя все испытания, перед вами откроется полная картина. Ищите снежинки и выполняйте задания!
Деятельностный этап. (Дети выполняют испытания, написанные на снежинках. После каждого пройденного испытания открывается фрагмент картины).
1 испытание. Зимние загадки.
Задание: Отгадайте загадки и узнаете время года, которое изобразил художник.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная…
(Метель)
Только к нам она придет,
Снег, морозы приведет,
И холодная сама,
Отгадайте, что?.
-Снег, Метелица, Зима - Это не просто отгадки, это подсказка.
-Как вы думаете, о каком времени года будет наша картина?
-Ребята, посмотрите, появился первый фрагмент картины
- Какое время года изображено на картине?
Что мы видим здесь? (Крыши домов, покрытые снегом, гора, сугробы)
2 испытание. Ребус
Задание: разгадайте зашифрованное слово. (МОРОЗ)
- Что нам открылось во втором фрагменте? (деревья)
-Какие деревья на картине? (зимние, белые, снежные, морозные, заиндевелые)
3 испытание. Зимние сказки
Задание: Соберите пазлы, назовите сказку, героев.
Ребята, посмотрите, еще один фрагмент картины открылся.
- Что вы видите? (людей, лошадей).
- Какие люди? (веселые, задорные, нарядные, неспешно идущие, мчащиеся на лошадях).
- Какие лошади? (бегущие, нарядные, украшенные бубенцами, запряженные в сани, быстрые)
4 испытание. Зимние картинки
Задание: Выберите картины, относящиеся к зимним забавам.
- Что можно делать зимой? Назовите зимние забавы (катание на санках, на лыжах, на коньках, катание с горок, игра в снежки, постройка снежной крепости).
Физкультминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим,
И из снега лепим мы,
Гостью зиму любим мы!
- А как вы думаете, что нарисовано на отсутствующем фрагменте?
(Рассматривание четвертого фрагмента картины).
- Вдалеке стоит шатер, украшенный флажками. Вокруг шатра много людей. Они ждут, когда начнется представление.
- Как вы думаете, какое событие изобразил художник?
- Что на картине указывает на праздник? (яркие краски, украшенные лошади, люди нарядные, расписные сани, уличная торговля, улыбки людей, украшенный флажками шатер, у которого стоит толпа, в ожидании праздничного представления, яркие афиши).
Педагог рассказывает про открывшуюся картину:
Картина называется «Масленица», художника Б. Кустодиева.
Масленица – это один из любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный. Люди ждали его с нетерпением.
-Когда люди праздновали Масленицу? (в конце зимы). Масленица – проводы зимы, встреча весны.
Воспитатель предлагает составить рассказ по картине.
-Я буду описывать картину, а вы внимательно слушайте, а потом попробуете повторить.
Это картина Бориса Кустодиева «Масленица». На ней художник изобразил весёлый праздник. В центре картины - тройка лошадей, запряженная в сани. В санях сидят нарядные люди. Тройку лошадей догоняет еще одна упряжка из двух лошадей.
На переднем плане стоят люди: они о чем-то беседуют, на лицах женщин улыбка.
Вдали установлен шатер, украшенный яркими флажками. Вокруг него собралась толпа людей. Они ждут, когда начнется представление.
А вдали за белоснежными деревьями виднеется храм.
Картина светлая, солнечная, передает настроение праздника.
- Ребята, кто-то сможет повторить мой рассказ? Я буду помогать.
(Дети составляют описательный рассказ по картине. В случае затруднения воспитатель подсказывает начало фразы или задаёт наводящий вопрос).
Словесная игра-фантазия.
- Ребята, на картине художник нам показал только часть небольшого городка, а что еще мы могли бы увидеть, заглянув в другие части этого городка.
- Давайте заглянем вот за тот дом, что мы можем там увидеть?
- Что может лежать в коробе у торговца?
- Как вы думаете какое представление ожидается в театре?
-А хотелось бы вам прямо сейчас побывать на таком празднике?
Игры «Вхождения в картину».
Воспитатель предлагает закрыть глаза, сделать шаг вперед и представить себя в картине -
Вопросы:
Вот мы и очутились в картине? Я стою воон там, около булочной, хочу зайти и купить свежего хлеба!
- А вы где очутились?
-Тихо! Какие звуки вы слышите? (звон бубенцов, говор людей, веселый смех, песни, щебетание птичек, фырканье лошадей, звуки гармошки, скрип снега по ногами, звон церковных колоколов).
- Какие запахи вы чувствуете? (запах свежести, мороза, запах блинов, запах хлеба).
Мы увидели, как изображает масленичные гуляния художник, сейчас я предлагаю вам послушать, как свои впечатления о празднике Масленицы передают композиторы в музыке.
Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»
- Что вам представилось, пока звучала музыка?
- Как вы считаете, соответствует музыка картине? (наверное, художник, рисовал картину под музыку Чайковского)
- Если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали? Чего, по-вашему, не хватает на картине?
- Давайте вспомним что еще принято делать на Масленицу? (делать чучело масленицы и сжигать его).
Продуктивная деятельность. Изготовление куклы Масленицы.
Воспитатель раздает каждому ребенку заранее подготовленный скелет и предлагает доделать куклу.
Показывает алгоритм изготовления куклы-масленицы, объясняет.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Вот мы с вами и прошли все испытания, рассмотрели картину и составили рассказ о ней.
- Как называется картина, которая перед нами открылась? Кто автор картины?
- Что вам понравилось? -Давайте позовем, разбудим весну, чтобы она скорее к нам пришла.
Весна-красна! Приходи к нам весна!