Елена Харченко
Конспект занятия для детей дошкольной группы СРЦН «Дождик вышел погулять!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиком;
развитие познавательной активности ребенка, расширение кругозора.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком;
- учить детей аккуратно обмакивать указательный пальчик в гуашевую краску и «примакивать» его к листу бумаги;
учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность листа;
- учить рисовать дождик из тучек, предавая его характер (мелкий капельками) использовать точку как средство выразительности;
Публикация «Конспект занятия для детей дошкольной группы СРЦН „Дождик вышел погулять!“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- отрабатывать правильные и уверенные движения рук при рисовании;
- развивать у детей творческое воображение, желание использовать в рисовании нетрадиционные техники;
- расширять знания детей о дожде;
- развивать активный словарь детей;
- воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок по теме «Летние явления природы».
Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»
Разучивание закличек, стихов и физкультминуток по теме «Летний дождик».
Материал для занятия: Бумага формата А5 белого цвета, картинки тучки, клей - карандаш, краски, стаканчики «непроливашки» с водой, салфетки, зонт, аудиозапись «Шум дождя».
Ход занятия
I. Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Предлагаю вам встать в наш дружный, большой, добрый круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Основная часть
Беседа по теме занятия
Воспитатель:
Загадка
Распрекрасная пора!
Ждёт её вся детвора.
Много красок, много света.
Солнышком земля согрета.
Угадали? Это… (лето)!
Игра с мячом «Закончи предложения. Летом.»
Лето – самое … время года. (теплое, жаркое)
Летом ярко светит … (солнце).
Летом день… (длинный), а ночь… (короткая).
Летом пчелы собирают… (нектар).
Летом птицы выводят … (птенцов).
Летом много … (птиц, насекомых, цветов)
Летом идут … дожди. (теплые, ливневые)
После дождя на небе можно увидеть… (радугу).
Загадки «Летние явления природы»
1. Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я - … (лето).
2. Дети кто из вас ответит?
Не фонарь, а ярко светит,
Не огонь, но больно жжет.
В небе желтое сверкает,
Жаркий лучик нам бросает. (Солнце.)
3. В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?. (Облака.)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса.)
5. Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи… (Дождь.)
6. Из туч на нас падает горох,
На окошко, на порог.
На грядку падает и в сад.
А зовется это чудо… (град).
7. Тучи набегают,
Дождик проливают.
Сначала ярко сверкает,
По небу гром пробегает. (Гроза.)
8. Солнце светит. Дождь идет.
Диво в небе вдруг встает
Яркою, цветной дугой.
Не достать его с тобой. (Радуга.)
Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
Один ребенок в шапочке – Солнышко. Он сидит на стульчике или на корточках в центре.
Звучит веселая музыка. Все дети начинают танцевать.
Воспитатель:
Утро! Солнышко, вставай,
Выше поднимайся!
Не ленись, не унывай,
В пляс со мной пускайся!
(Ребенок – Солнышко потягивается, поднимается и начинает танцевать с детьми.)
Звучат раскаты грома, музыка сменяется на шум дождя. Все дети и Солнышко бегут, прячутся под зонтик.
Воспитатель:
Мы под зонтиком сидим,
Спрятать Солнышко хотим.
Спрячем Солнышко скорей
От ветров и от дождей!
(Игра повторяется 2-3 раза. Роль Солнышка исполняют другие дети.)
Беседа «Какой бывает дождь?»
Воспитатель: Ребята, а что такое дождь? А кто из вас гулял под дождем и видел дождик? (Дети делятся своими впечатлениями.)
Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0,5-7 мм.)
Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь. Но в народе различают несколько видов дождей. Какие дожди вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Если дождь мелкий – мелкий, как туман, - его называют моросью. Говорят, что дождик моросит.
Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т. к. этот дождик летний, теплый и короткий. Считается, что после него начинают расти грибы. Попасть под грибной дождь всегда считалось хорошим знаком, а маленькие ребятишки верят, что подрастут под ним.
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат!
Слепой дождь – таким наименованием зовут все тот же грибной дождь. Дождь, который идет из облаков, не закрывающих солнце. Якобы в шутку можно сказать: «Ты что, слепой, зачем ты начался, не видишь – солнце светит?» Такой дождь в народе называли «царевнины слезы». Кроме того, широко распространено и мнение о том, что такое название слепой дождь носит по причине того, что на лучах солнца его практически не видно. Обычно такой дождь всегда сопровождается таким природным явлением как радуга – солнечный свет отражается на капельках дождя и появляется радуга.
Спорый дождь – льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят «льет как из ведра» имеют в виду именно ливень. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.
Окатный дождь еще называют «купальным дождем», похож он в своем проявлении на ливневый. У этого дождя крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. «Купальный дождь» непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь случается только летом.
Грозовой дождь – это сочетание дождя и грозы. Грозы часто бывают летом, реже весной и осенью и еще реже – зимой.
Косой дождь – дождь, который сопровождается сильным ветром, струи дождя как бы сдувает в стороны из-за чего траектория падения капель не вертикальная, а под углом. Такой дождик раньше называли «косохлестом» именно за то, что он хлестал, сопровождаемый порывами ветра.
Дождь с градом – холодный дождь, но проливается такой дождь в теплое время года из кучевых облаков. Градины в разных случаях могут сильно отличаться в размерах: мелкие похожи на крупу, размер крупных может быть с голубиное яйцо. Дожди с градом не несут в себе никакой романтики и весьма опасны для урожаев, любой растительности, построек и даже человека. Падая с высоты с ускорением свободного падения, крупная градина может пробить лист оцинкованного железа.
Обложной дождь – дождь, который проливается из облаков очень обширной территории. Облака «обкладывают» небо на всем видимом пространстве. Такие дожди не очень интенсивные, но часто продолжительные, с выпадением большого объема осадков.
Стихотворение «Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей! (О. Григорьев)
Воспитатель: Ребята, а какие дожди запомнили вы? (Ответы детей)
Воспитатель: Что можно сказать о дожде? Что он делает? (Капает, идет, моросит, льет)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего и кому нужен дождь? (Ответы детей.)
Воспитатель: Дождь нужен людям, каждой травинке, цветочку, деревцу, животным. Без воды не может жить ни одно существо. В давние времена, чтобы собрать осенью хороший урожай, люди в начале лета зазывали дождь короткими стишками – закличками. Давайте вспомним их.
Дети читают заклички:
1. Уж дождь - дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей!
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай!
2. Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
3. Дождик, дождик лей сильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке!
4. Дождик, дождик ты длиннющий,
Ты от неба до земли.
Дождик, дождик пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое настроение может быть у дождика? (Веселое, радостное, грустное, скучное)
А когда же бывает весёлый дождик?
Дети: Летом. Когда на улице тепло, ведь летом и дождик теплый. Под летним дождиком можно побегать, поиграть. Летом дождик может идти, даже когда светит солнышко и т. д.
Логоритмическое упражнение «Дождик»
Дождик, дождик, кап – кап – кап, (Стучат указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки.)
Подожди немножко. (Указательным пальчиком «грозят» дождику.)
Погуляют малыши,
По сырой дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Хлопки в ладоши.)
Малыши идут гулять. (Ходьба на месте.)
Брызги разлетаются, (Хлопки руками по коленям.)
Ребята улыбаются. (Руки разводят в стороны, улыбаются друг другу.)
На фоне аудиозаписи «Шум дождя» воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение «Дождик вышел погулять!»
Воспитатель:
Дождик вышел погулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Кап-кап, кап-кап-кап -
Слышен топот мокрых лап.
Шел неспешно по привычке,
А куда ему спешить?
Он по крыше пробежал,
К нам в окошко постучал!
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Сбрызнул клены и рябины,
Вымыл пыльные витрины,
Окатил мое окно
И прохожих заодно.
Раз, два, три, четыре, пять -
Надо зонтик раскрывать.
Убегайте со всех ног!
Кто не спрятался - промок!
Кап-кап-кап-кап,
Кап-кап-кап!
Поливает, поливает!
Всё умылось, всё сверкает!
И сияет мостовая, мостовая, как живая.
Дождь остановился —
Очень удивился!
Игра-экспериментирование «Волшебный дождь»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда дождик капает?
Дети: Из тучки, с неба капает.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем эксперимент.
1. В вазу с водой поместить пену для бритья.
2. Развести в воде гуашь.
3. Капнуть несколько капель разведенной краски на пену. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идёт дождик.
Творческая практическая деятельность
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, к нам прилетела тучка. Ей так тяжело летать по небу, в ней скопилось очень много капелек – дождинок! Давайте мы поможем тучке пролить капельки – дождинки. Поможем?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, мы будем рисовать дождь, но не кисточками, а пальчиками. Но сначала нам надо вырезать и приклеить тучку. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (Дети перечисляют ПТБ.)
Дети выбирают картинку тучки, аккуратно ее вырезают и приклеивают на лист А5 вверху.
Показ воспитателя
Воспитатель: Смотрите внимательно, как мы будем рисовать. (Дети стоят вокруг стола полукругом.). Вот этот пальчик (указательный) я опускаю в баночку с голубой или синей краской и набираю краску так, чтобы она не капала и не стекала с пальчика, прикладываю его листу бумаги и убираю - получилась капелька дождя. Для каждой следующей капельки пальчик опускаем в краску. (Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап».)
Посмотрите - пальчик грязный, что нужно сделать после того, как выполните работу? Правильно - вытереть его салфеткой.
Воспитатель: Прежде чем рисовать, надо пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Массировать поочередно пальчики, начиная с мизинца.)
Самостоятельная деятельность детей. Руководство процессом изобразительной деятельности.
Дети приступают к рисованию.
Воспитатель ведет индивидуальную работу, следит за правильностью приемов рисования.
III. Итог занятия. Оформление выставки и анализ работ.
Воспитатель: Чем мы занимались на занятии? Как вы рисовали капельки дождя? Что нового вы узнали?