Ирина Кукушкина
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Чтобы компьютер другом был»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы компьютер другом был»
Цель: профилактика компьютерной и игровой зависимости.
Задачи:
- сформировать у детей знания о пользе и вреде компьютера;
- познакомить детей с правилами работы на компьютере;
- обучить приемам сохранения здоровья при использовании компьютера;
Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет „Чтобы компьютер другом был“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой друг - компьютер
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Оборудование: мяч (клубок ярких ниток, игрушка «Часы» с крутящимися стрелками, картинки «Ребенок за компьютером», простые карандаши с ластиком на конце по числу детей, ноутбук, мультимедийная игра на развитие внимания, лист с изображением двух силуэтов мальчика формата А 3, маленькие картинки с увлечениями мальчика Вовы (из текста сказки) цветные карандаши, фломастеры, клей, старые газеты, веревка или шнур.
Количество детей в группе : 6-8 человек.
Время занятия : 30 минут.
Ход занятия:
1. Приветствие «Солнышко»
Дети стоят в кругу.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга. Здороваться будем необычным способом. Из наших рук сделаем лучистое солнышко (психолог протягивает в круг свою руку, на ладонь взрослого дети кладут свои ладошки стопочкой). Почувствуйте его тепло, улыбнитесь друг другу. Хорошо! Молодцы!
2. Игра-разминка «Мое любимое занятие»
- Ребята, предлагаю вспомнить и назвать ваши любимые занятия (дети по кругу передают мяч и по очереди называют свои любимые занятия).
- Вот мы и узнали, кто чем любит заниматься. А теперь я хочу вам рассказать историю про мальчика Вову и про его любимые занятия. Сядьте так, как вам удобно, и слушайте.
3. Сказка «Вова и компьютер»
Жил-был на свете мальчик Вова. Это был веселый и добрый мальчик. Он любил ходить в детский сад и играть там с друзьями. Дома он помогал родителям, играл с котенком, любил читать с мамой книжки, а с папой собирать поделки из конструктора и заниматься спортом. Летом он любил кататься на велосипеде, а зимой на лыжах и на коньках. А еще Вова очень любил играть на компьютере. Когда Вове исполнилось 6 лет, мама и папа подарили ему новенький компьютер. Раньше Вова иногда играл на папином, а теперь у него был свой собственный! Он давно мечтал о нем и долго уговаривал маму и папу приобрести его, и вот мечта сбылась! Вова сам научился скачивать игры из Интернета и играл, сколько хотел. Он сражался с монстрами, преодолевал разные препятствия, участвовал в гонках и становился победителем!
Вова подолгу играл на компьютере. Компьютер стал занимать почти все его свободное время. Ему уже не интересны были книжки, конструктор, прогулки. Он даже иногда забывал покормить котенка. Приходил из садика и сразу садился за компьютер. Ну а если наступали выходные, то он проводил за компьютером весь день. Мама кое-как уговаривала Вову покушать, и он снова мчался играть…
Поначалу мама и папа были рады за Вову. Они гордились, что сын так быстро освоил новый компьютер. Им нравилось, что Вова не бегал, не отвлекал их от дел, а только сидел и играл, и дома было тихо и спокойно.
Но однажды в выходной день мама попросила Вову помочь ей сделать уборку. Мама звала Вову все утро, но он не откликался. Он был весь в игре. Пришлось маме самой убирать квартиру.
В другой раз мама опять попросила Вову что-то сделать, а он с раздражением крикнул: «Отстань, надоела уже!»
Мама поняла, что с Вовой происходит что-то плохое. Вова стал злой и раздражительный. Они стали часто ссориться. Мама кричала Вове: «Хватит играть за компьютером, сколько можно! Иди лучше порисуй или поиграй в конструктор».
«Нет! Отстань от меня! Я хочу играть только в компьютер!» - кричал Вова в ответ.
Папа, пытаясь отвлечь Вову от компьютерных игр, предложил ему поискать в интернете рассказы о животных, посмотреть фотографии животных Африки, которыми Вова интересовался, но мальчик сказал, что это ему уже не интересно.
«Тогда мы с папой отберем у тебя компьютер! Потому что ты уже стал слугой компьютера, ты только и делаешь, что играешь!» - сказала мама.
«Отберете! Ха! Ни за что! Это мой компьютер! А вас я ненавижу! Вы плохие! Лучше бы я жил вообще один!».
И только Вова произнес эти слова, как вокруг все исчезло: и мама, и его комната. Вова огляделся, вокруг были только голые стены, даже окон и дверей не было. Мальчик сначала испугался, но потом увидел, что компьютер был здесь, обрадовался и снова сел играть. Вот теперь-то ему точно никто не помешает!
Но Вова зря обрадовался. На самом деле, случилось страшное – Вова попал в плен к компьютеру, стал его слугой и выполнял все его приказы. Компьютер хотел, чтобы Вова всегда играл в него и чтобы отказался от мамы и папы и от всего, что раньше любил. Вова так и сделал. Он играл целыми днями и ночами, а компьютер нахваливал Вову : «Молодец! А теперь давай играть в эту игру! Пройди еще вот этот уровень…»
Так прошло несколько дней. И вдруг у Вовы начали болеть глаза. Они покраснели и слезились. Очень устала рука, которая держала мышку, спина сгорбилась, кружилась голова, пропал аппетит. Вова понял. Что очень устал от компьютера.
- Эй, компьютер, может, хватит, мне игры подсовывать, поговори со мной, - сказал Вова.
- Нет, - зло засмеялся компьютер, - ты будешь делать то, что я тебе велю. Играй!
- Вот еще! Я сам себе хозяин! Ты что думаешь, я твой слуга?
- Да! Разве ты еще этого не понял? Ты – мой слуга! Тебе не выбраться! И теперь ты будешь только играть!
- А вот и не буду! – расхрабрился Вова.
- Будешь!
И Вова почувствовал, как неведомая сила притягивает его к компьютеру, а рука сама тянется к мышке. Вова ужаснулся, ведь у него совсем не было сил сопротивляться. И тут он вспомнил про маму, ведь она предупреждала! Вова заплакал, а потом обессиленный уснул. Во сне ему приснилась мама. Она держала в руках будильник и говорила: «Играть можно только 30 минут в день. Тогда сила компьютера ослабнет, и ты перестанешь быть его слугой! Сынок, запомни, только 30 минут в день!»
Вова резко проснулся и сразу посмотрел на свою руку, там у него были часы. Это подарок папы. «Ура! Теперь я смогу определять время!» - подумал Вова. – А я, дурак, ругался с папой, когда он меня учил определять время. 30 минут – это половинка круга, так учил папа!».
Компьютер начал притягивать Вову. Ему нестерпимо захотелось играть. Он сел, но посмотрел на большую стрелку часов и засек время. Когда 30 минут подходили к концу, Вова собрал все силы и нажал на кнопку «выход из игры».
«Стой, ты уже почти дошел до приза! Ты получишь главный приз! Играй еще! Дальше играй, ты герой.» - не унимался компьютер. Но Вова не слушал его, он встал и начал ощупывать и осматривать стены: может, где-то есть щелка. В голове у Вовы шумело, компьютер выкрикивал приказы и команды: «Играй! Играй! Играй!». Но Вова сдержался и в тот день больше не подошел к компьютеру. Он сидел на полу и вспоминал маму и папу, котенка, свои игрушки, друзей из детского сада. Как же он по ним соскучился!
На следующий день он опять поиграл, но только 30 минут. Силы компьютера стали таять. Вова уже не слушал его. А однажды в стене Вова заметил щель, он посмотрел в нее и увидел там свою комнату и маму. Она сидела на его кровати и плакала. Вова начал кричать и ковырять стену пальцами. Мама услышала его, и они вместе разрушили стены, в которые Вова сам себя заточил. Вова сказал: «Я все понял, мамочка! Не ругай меня, а просто обними!».
Вот так счастливо закончилась эта история.
4. Упражнение «Учимся определять время»
- Ребята, скажите, что же спасло Вову и помогло ему выбраться из компьютерного плена? (ответы детей). Правильно, то, что он вспомнил про время. Это самое важное. Вы запомнили, сколько минут можно детям играть на компьютере? Правильно, 30 минут. Давайте поучимся определять это на часах. 30 минут или полчаса – это половина круга, т. е., если большая стрелка стоит, например, на цифре 5, то через полчаса она пройдет полкруга и окажется на цифре, расположенной ровно напротив 5, – на 11. (дети по очереди пробуют отмерить на часах (игрушка) полчаса от разных цифр). Запомните, ребята, чем дольше человек, особенно ребенок, сидит за компьютером, тем сильнее власть компьютера над ним, и тем хуже чувствует себя ребенок. Давайте вспомним, каким стал Вова после того, как начал играть в компьютер целыми днями? (ответы детей). Правильно, у мальчика заболели глаза, голова, устала рука, сгорбилась спина. Ведь за компьютером человек сидит почти неподвижно в стесненной позе (показ картинок). Поэтому обязательно нужно движение. А движение – это зарядка, динамические паузы и подвижные игры.
Предлагаю вам простые упражнения, которые легко запомнить и выполнять после игры на компьютере.
5. Пальчиковые упражнения (с элементами массажа) с карандашом
- покатать карандаш между ладоней;
- уперев концы карандаша в ладони, выполнять ими круговые движения;
- удерживать и покачивать карандаш между двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т. д.) одной и другой руки;
- рисовать по раскрытой ладони с растопыренными пальцами ластиком карандаша солнышко (круг на ладони, лучики – по каждому пальцу) на обеих руках по очереди;
- боковой стороной карандаша обводить кисть руки с растопыренными пальчиками в воздухе;
- вращательные движения кистями рук (взять в руку карандаш как при рисовании, другой рукой зафиксировать предплечье (чтобы не двигалось, рисовать в воздухе круг то в одну, то в другую сторону)
6. Упражнения для глаз
- глаза зажмурить – открыть (несколько раз).
- выполнять круговые движения глазами, не поворачивая головы;
- вытянуть вперед руку с карандашом, удерживаемым вертикально, ластиком вверх. Медленно отводить руку с карандашом вправо, влево, вверх, вниз, приближать к кончику носа, отводить от себя на расстояние вытянутой руки. При этом, не поворачивая головы, следить за карандашом (наконечником) глазами;
- вытянуть вперед руку с вертикально удерживаемым карандашом. Смотреть поочередно то на кончик карандаша (ластик, то вдаль на противоположную стену. Выполнять несколько раз.
7. Динамическая пауза «Мальчик Вова»
Жил-был мальчик Вова (развести руки в стороны с открытыми ладонями)
Веселый и здоровый. (приложить круглые ладони к щекам, улыбаясь, покачивать головой)
В детский сад ходил, (маршировать на месте)
С ребятами дружил, (руки на пояс, повороты вправо, влево)
Маме помогал, («подметать» веником)
С папою играл. (хлопки в ладоши)
На лыжах катался, (движения рук вперед-назад с «лыжными палками»)
Спортом занимался. (руки в стороны, сгибание и разгибание рук)
Прыгал высоко, (прыжки на месте)
Бегал далеко. (бег на месте)
Компьютер появился,
Вова изменился. (поворот вокруг своей оси)
За компьютером сидит, (присесть на корточки)
Только лишь в него глядит. (приставить раскрытые ладони к лицу, как шоры)
Играет на нем, (движения пальцев по клавиатуре)
Забыл обо всем.
Долго сидел (сгорбить спину)
И заболел. (руки свесить вдоль туловища, голова на бок)
Заболела спина, (держаться за спину)
И голова, (держаться за голову)
Не видят глаза – (приложить руки к глазам)
Просто беда! (прижать ладони к щекам, покачивать головой)
Вова, очнись! (встать, руки через верх в стороны и опустить вниз)
Спортом займись,
Стань прежним ребенком (повернуться вокруг своей оси)
И всем улыбнись! (развести руки в стороны и улыбнуться)
8. Мультимедийная игра на развитие внимания
- Ребята, конечно, компьютер может быть другом и помощником. Многие компьютерные игры развивают память, внимание, учат думать и находить правильные решения. На нашем занятии сегодня компьютер в качестве помощника. Поиграем в игру, которая помогает развить внимание.
9. Коллаж
- Ребята, а теперь я предлагаю вам вспомнить мальчика Вову, каким он был раньше, до того, как у него появился компьютер, и после этого. Нарисуйте выражение его лица, а рядом с ним наклейте картинки того, чем он увлекался в то время (у одного – игрушки, книги, конструктор, котенок, а у другого – только компьютер). Дети выполняют задание.
- Ребята, посмотрите, с каким мальчиком приятнее общаться? Почему? (ответы детей)
- Да, этот Вова добрый, веселый, общительный. У него много интересов и увлечений. А этот Вова злой и раздражительный. Ему никто не нужен. В его жизни есть только компьютер. Это грустно. И как хорошо, что Вова не остался таким навсегда.
Конечно, компьютер – наш друг и помощник. С его помощью можно учиться и играть, узнавать много нового. Но компьютер может легко превратиться во врага, если человек начнет отдавать ему все свое время. Компьютер должен быть лишь маленькой частью в жизни человека, а не занимать всю его жизнь.
А вообще, нужно как можно меньше времени проводить за компьютером (или телефоном, планшетом, и как можно больше двигаться и бывать на свежем воздухе. Сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.
9. Игра «Бумажные мячики»
- Игра называется «Бумажные мячики», но мы можем представить, что мы на улице играем в снежки. Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сделайте из него хороший, достаточно плотный шарик. Теперь разделитесь на 2 команды, встаньте в линию друг напротив друга (расстояние между линиями игроком примерно 4 м; между ними разделительная полоса – шнур). По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!». Все залетающие мячи нужно как можно быстрее перебрасывать на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», все прекращают перебрасывать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне на полу окажется как можно меньше мячей. Перебегать за разделительную линию запрещено.
10. Подведение итогов, рефлексия.
- Ребята, что вам запомнилось из нашей встречи?
- Мы познакомились с мальчиком Вовой, который слишком увлекся компьютером. Он не знал, что от компьютера может быть не только польза, но и вред. А вот вы теперь знаете об этом. Как может компьютер навредить здоровью человека? (ответы детей) А какая польза от компьютера? (ответы детей)
Какие правила нужно соблюдать при работе на компьютере? (ответы детей)
Молодцы! Вы все запомнили! Я хочу вам пожелать, чтобы компьютер был для вас только другом и помощником.