Галина Пащенко
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Звуки [с], [с’], буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема учебного занятия: Звуки [с], [с’], буква С.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Форма проведeния занятия: фронтальная.
Цель: формирование умeния у детей правильно произносить звуки [с] и [с’],
дифференцировать их на слух и в произношении.
Задачи:
Образовательная – научить детей дифференцировать на слух и в
произношении звуки [с] и [с’], учить заменять звук в словах на звук [с]
в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в
нем одного звука, учить распространять предложения, подсчитывать в
них количество слов. ;
Воспитательная – воспитывать в детях внимание, аккуратность,
ответственность, стремление доводить начатое задание до завершения;
Развивающая - развитие наглядно-образного мышления детей,
обогащениe их словарного запаса, развитие мелкой моторики.
Предварительная работа: нахождение в словах, словосочетаниях и
предложениях звука [с].
Средства обучения: предмeтные картинки, магнитные буквы, магнитные
доски, прописи, куклы «Слыш» и «Буковка», погремушки, зeркала.
Методы обучeния: поисковый метод, беседа, самостоятельная практическая
работа творческое задание «Ребусы».
Ход занятия:
Организационный
этап
- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть.
Посмотрите кто сегодня опять пришел к нам в
гости? (Слыш и Буковка).
- Что обозначает их появление? (Сегодня
познакомимся с новым звуком).
Подготовка к
работе на
основном этапе
- Вы правы. Но прежде, чем приступить к
изучению новых звуков, предлагаю сде лать
гимнастику для губ и языка.
Выпол нение упражнений артикуляционной
гимнастики «Трубочка», «Улыбка», «Птенцы»,
«Маятник», «Чистим зубки», «Кот лакает
молоко», «Шарик».
- Молодцы, все сп равились с заданиями. И
сейчас покажем Слышу и Буковке как вы умеете
отгадывать загадки:
1. Под крышей – четыре ножки,
На крыше – суп да ложки. (Стул, показ
картинки).
2. Не говорит, не поет,А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака, показ картинки)
- Какой первый звук в словах «стол», «собака»?
(С).
Основной этап - Правильно. Давайте вместе расскажем Слышу
как правильно произносить звук [с].Возьмите
зеркала, откройте их, посмотрите на себя, какие
вы красивые. Т еперь посмотрите на рот: губы в
у лыбке, зубы сближены, широкий кончик языка
находится за нижними зубами, боковые края
языка прижаты к верхним зубам, холодный
воздух и дёт по центру языка, язык создает
преграду воздуху, значит звук какой?
(согласный). Поднесите руку для контроля ко
рту.
- Очень хорошо. Уберите зеркала.
- Р ебята, когда мы произносим звук [с]
горлышко «работает?» (Нет.)
- А если горлышко «не работает», то звук какой?
(Глухой.)
- Е сли звук глухой, то чем мы его будем
ловить? (Погремушками).
Детям выдаются погремушки, если они слышат
звук [с] – гремят погремушками, если слышат
другие звуки – погремушки «молчат».
- М олодцы, ребята правильно услышали все
звуки. Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Т ри медведя»:
Т ри медведя шли домой,
Папа был большой-большой!
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
- П рисаживайтесь на свои места.
Давайте пустим в кабинет тишину, послушаем
её. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно
послушайте её и попытайтесь запомнить.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Разучивание с детьми скороговорки.
- Р ебята, а какой звук слышится в словах
«Сеня», «сети»? (звук [с’]). Этот звук тоже
согласный, тоже глухой, но он мягкий, а звук [с]
– твердый. П овторяйте за мной чистоговорки:
С а-с а-с а – вот летит оса. С у-с у- су – не боюсь осу.
С ы-с ы-с ы – нет осы.
С я-с я-с я – мы видели гуся.
С е-с е-с е – еду на гусе.
Этап первичной
проверки
понимания
изученного.
- Перед каждым из вас лежат картинки. Ваша
задача разделить их на две группы:
- справа положить картинки, в которых звук [с]
– твердый,
- слева – картинки, где звук [с’] – мягкий.
Самостоятельная работа, проверка
правильности выполнения задания на доске,
- Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру
«Большой - маленький»:
Нос – носик (какой звук последний в слове
«нос» ?- [с], а в слове «носик»? - [с’], пес - ,
кокос -, насос - ,колесо -, сосна - ,
ананас - …
Э тап закрепления
знаний и способов
действий
И гра «Повторялки».
Дети по очереди повторяют за взрослым
предложения, которые увеличиваются.
Начинается игра с более подготовленных
детей. С оня пьет сок. Соня пьет томатный сок.
Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет
вкусный свежий томатный сок. Соня с
удовольствием пьет вкусный свежий томатный
сок.
- М олодцы. Какие слова повторяются в каждом
предложении? А какие слова новые? Назовите
слова, в которых есть звук [с].
- А какие вы знаете слова со звуками [с] и [с’]?
Игра «Кто больше?»
- Р ебята, про Буковку мы совсем забыли.
Расскажите ей какой буквой при письме
обозначаются звуки [с],[с’]? (Буквой «С».)
На что похожа буква «С»?
Открой те прописи. Кто изображен в правом
верхнем углу страницы? (Собака). Составьте
предложение со словом собака.
П осмотрите как пишется буква «С» Показ
педагогом на писание буквы на доске,
прописывание буквы в воздухе.
- П редлагаю немного размять пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Замок»:
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли.
- П режде, чем приступить к работе в прописях,
вспомните как правильно нужно сидеть при
письме. (Спина прямая, ноги на столе, локоть
рабочей руки лежит на парте, пропись под
наклоном.)
Р абота в прописях. Дети, которые раньше
других выполнили работу, могут по желанию:
- помочь тем, кто этого хочет,
- составить предложения на магнитных досках,
решить ребусы.
Подведение
итогов занятия.
- Ребята, знания о каких звуках мы получили
сегодня? (о звуках [с’] и [с’].) Дайте
характеристику этим звукам (Согласные, глухие,
твердый и мягкий.) Какую букву повторили?
(Букву «С».)
Рефлексия - Посмотрите, какое хорошее настроение у
Слыша и Буковки. Они рады, что попали к
таким замечательным детям, и сказали мне по
секрету, что обязательно придут к вам ещё.
Покажите мимикой, какое у вас настроение.
- У меня тоже поднялось настроение после
нашего занятия. Вы отлично поработали сегодня
и для каждого из вас я приготовила наклейку.
До свидания