Рощина Валентина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [З] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков Ж-З»
Цель: Уточнение произношения и различение звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие слоговой структуры слов.
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Анализ предложения
Работа над смысловой нагрузкой слов.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Развитие звукового анализа слов,.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [З] — [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предметные картинки: змея, зал, журнал, медуза, язык, художник, жук, животные.
Символы звуков З и Ж
Сюжетные картинки на звуки»З»,»Ж». Наборы для составления схем предложений. (счетные палочки, слогового анализа слов
Ход занятия.
Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика с показом действий.
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту жмём, жмём.
И морковку трём, трём
К нам в гости сегодня пришли жук и зайка. Какой первый звук в слове змея. –зззз
Какой первый звук в слове жук ЖЖЖЖЖ.
Это одинаковые звуки или разные?
Сравнение характеристик звуков.
Давай с тобой уточним в каком положении у нас во рту находятся органы артикуляции. Где находится язык?
- Как ведет себя воздушная струя (воздух проходит посередине языка)
У меня есть символы этих звуков. Звук З …символ комарик
Звук Ж символ… пчелка
II. Основная часть.
Сегодня мы будем с тобой учиться различать звуки Ж и З.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным». - Я буду произносить звуки. Если ты услышишь звук «Ж» — поднми символ звука Ж, а если «З»-символ звука З, если звуков «З»,»Ж» нет — ничего не поднимай: Ж Ч С З Ш Ц З Ж Ч С Ж Ц З
- Давай покажем жуку и зайке, что ты можешь произносить звуки ж,з и не путать их.
Произношение слоговых рядов, слов, словосочетаний с оппозиционными звуками.
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим-волы из Приложения 1 или помогать движением руки (на звук 3 кончик языка и рука опускаются вниз, на звук Ж— поднимаются вверх).
за-жа жа-за за-жа-за жа-за-жа
зо-жо жо-зо зо-жо-зо жо-зо-жо
зу-жу жу-зу зу-жу-зу жу-зу-жу
зы-жи жи-зы зы-жи-зы жи-зы-жи
4. Игра «разложи картинки»
Ребёнок берет по одной предметные картинке, проговаривает название предмета и раскладывает
их соответственно символам звуков З или Ж.
Возьми картинки со звуками 3 и Ж в названиях из Приложений 7 и 11, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков 3 и Ж из Приложения 1. Бери картинки по одной и клади рядом с символом, называя звук 3 или Ж, который спрятался в каждом слове.
5)Проговори слова. Не путай звуки.
Зал — жал. Звал — ждал. Жара — зола. База — баржа. Звал — жевал. Пожар — базар. Сажать — сказать. Лизать — лежать. Кожа — козы. Бежать — вязать. Сказать -нажать. Жакет — запрет. Зазнайка — лужайка. Флажок — глазок
6) Проговори словосочетания. Не путай звуки.
Знойная жара. Желательный результат. Замороженные баклажаны. Жестокий за-кон. Тяжелые заботы. Ужасный звонок
7. Игра «Вагончики»
Теперь возьмем несколько картинок на звуки З и Ж. Давай поделим слова на слоги. Для этого простучим каждое слово кулачком и положим картинку рядом с вагончиком, где количество окошек соответствует количеству слогов в слове. Как ты думаешь, какое слово длиннее?
Физкультминутка «Жираф»
8. Звуки в одном слове. Проговори и простучи слова кулачком.
Железо, желтизна, залежи, заслужить, закружить, забежать, задрожать, задер-жать, зажать, заржать, заряжать, возможно.
9.- Игра «Противоположности»
Соедини похожие по цвету картинки друг с другом. Расскажи, чем отличаются картинки, которые ты соединил. (приложение 1)
10 - Сейчас нам предстоит выполнить интересное задание. Составить сказочную историю. Я тебе буду называть слова. А ты составь из них предложение. В итоге у нас получиться сказочная история.
-
Итог.
Ты сегодня молодец! Жуку и зайке понравилось, как ты занимался.
Какие звуки мы сегодня вспомнили?
О ком составляли сказочную историю?