Алёна Андреева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш]
Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].
Задачи:
• закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж], [ш];
• закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;
• учить дифференцировать звуки [ж] - [ш] : (звонкий – глухой)
• закрепить правильное различение на письме букв Ж, Ш;
• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• развивать мелкую моторику (пальцы и кисти рук);
• развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование:
• карточки лото
• мягкие игрушки – гусь, жук
• лукошко
• 2 картонных домика с нарисованными буквами Ж и Ш
• карандаши по числу детей
• вязаная кукла би-ба-бо «Буратино»
• маленький мячик
• пазлы с буквами Ж и Ш
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Сейчас тот, на кого я укажу, придумывает слово со звуком [ш], говорит нам его вслух и садится на своё место (часть детей придумывает слова со звуком [ш] и садится за парту).
Дети: шапка, кошка, шуба, каша, шумит, камыш и т. п.
Логопед: А сейчас остальные, на кого укажу, придумывают слова со звуком [ж], произносят его вслух и садятся на своё место.
Дети: жук, журавль, кожура, пожар, морж, сажа и т. п.
Логопед. Хорошо. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?
Дети: Звуки [ж] и [ш].
Логопед: Правильно.
2. Игра «Найди домик для звука»
Логопед: Перед вами два домика. В одном домике живёт звук [ж] и на домике нарисована его буква – Ж. А в другом домике догадались, какой звук живёт?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Правильно, как вы догадались?
Дети: На домике написана буква Ш.
Логопед: Хорошо. Сейчас я раздам вам карточки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой домик. По одному подходите к домику, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть карточку в окошко, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли домик для звука.
Дети: (кладут карточки в окошко и вслух называют слова).
3. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам произносить звуки [ж] и [ш], сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок)
• «Забор»
• «Окно»
• «Лопата»
• «Чашечка»
• «Маляр»
Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики)
4. Упражнение на различение звонкого и глухого звука
Логопед: А теперь посмотрите – кто к нам в гости пришёл?
Дети: Гусь и жук.
Логопед: Верно. Послушайте, как шипит гусь и повторите за ним:
ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Дети: (повторяют).
Логопед: А теперь послушаем песенку жука:
ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Логопед: Положите руку себе на горлышко и почувствуйте, когда у вас горлышко дрожит – когда вы произносите звук [ж] или звук [ш]? Слушаем своё горлышко.
Дети: ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж. Горлышко дрожит, когда мы произносит звук [ж].
Логопед: Правильно. Вспомним наш стишок:
Если горлышко дрожит –
Значит, звонкий звук бежит.
Какой звук звонкий?
Дети: Звонкий звук [ж].
Логопед: А как мы назовём другой звук? Вспомним, как называется звук незвонкий?
Дети: Такой звук называется «глухой».
Логопед. Верно, звук [ш] – глухой.
5. Упражнение на выделение заданного звука из ряда других звуков. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас я назову звуки, а вы звонко хлопните в ладоши, если услышите звонкий звук [ж]. А если услышите глухой звук [ш] – закройте ушки руками:
ж – ш – ч – п – т – ш – щ – т – ж – з – с – ж – к – ш – ж – п –ш – ц – ж.
Дети: (выполняют задание логопеда).
Логопед: Молодцы.
6. Упражнение на развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
Логопед: Ребята, я каждому положу на стол карандашик. Вы должны наклониться к столу и так сильно подуть на карандашик, чтобы он покатился по столу (прокатить 3 раза)
.
7. Закрепление дифференциации звуков [ж] и [ш] в слогах. Работа над просодикой (модуляции и сила голоса, интонация) .
Логопед: Гусь и жук разговаривают. Гусь спрашивает, а жук отвечает. Слушайте внимательно и повторяйте также:
Гусь: Жук:
Ша-жа-ша? (вопросит. интонация) Ша-жа-ша. (утвердит. интонация)
Шо-жо-шо? Шо-жо-шо.
Шу-жу-шу? Шу-жу-шу.
Ши-жи-ши? Ши-жи-ши.
Шэ-жэ-шэ? Шэ-жэ-шэ.
Дети: (повторяют за логопедом с нужной интонацией).
Логопед: А теперь жук сердится, а гусь его успокаивает:
Жук: Гусь:
Аж-аш-аж! (громко) Аж-аш-аж… (тихо)
Ож-ош-ож! Ож-ош-ож…
Уж-уш-уж! Уж-уш-уж…
Иж-иш-иж! Иж-иш-иж…
Эж-эш-эж! Эж-эш-эж…
8. Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.
Логопед: Я буду подходить к вам и называть какое-нибудь слово. А вы должны внимательно послушать и изменить первый звук этого слова на [ш] или [ж]. Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.
Шить – жить
Шаль - жаль
Шалость - жалость
Жарить – шарить
Жутко - шутка
Жар – шар
Жесть – шесть.
Луша – лужа
Саша - сажа
Тушить - тужить
Кружить - крушить
Сужу - сушу
Мажет – машет
9. Игра «Добавь слог» (с мячиком).
Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в полукруг. Я буду кидать каждому мячик и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши». Будьте внимательны:
камы-ши
лы-жи
шала-ши
гара-жи
клави-ши
е-жи
эта-жи
ланды-ши
мы-ши
лу-жи
кры-ши
но-жи
малы-ши
мор-жи
у-жи, у-ши
10. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в предложениях (потешки) :
Логопед: Садитесь, ребята, за столики, и догадайтесь, кто пришёл нас позабавить-потешить? Отгадайте про него загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный…
Кто же это?
Дети: Буратино!
Логопед: Отгадали! (надевает на руку вязаную куклу би-ба-бо «Буратино»)
Буратино: Здр-р-р-авствуйте, др-р-р-узья! Принёс я вам потешки. Посмотрю-ка я сейчас, как вы хорошо и чётко их проговаривать будете. Повторите-ка за мной:
• Ша-ша-ша - наша Маша хороша
• Жа-жа-жа - увидели ежа
• Шо-шо-шо - Глаша пишет хорошо
• Жо-жо-жо – на улице свежо
• Шу-шу-шу - Саша кушает лапшу
• Жу-жу-жу – делим мы межу
• Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши
• Жи-жи-жи – точим мы ножи
• Ше-ше-ше – шепчет Паша в шалаше
• Же-же-же – иголки на еже
11. Физминутка:
Буратино: Отдохнём немножко и сделаем со мной вместе упражнения. Встаньте со своих стульчиков. Повторяйте за мной движения:
Как живёшь?
Как живёшь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)
А плывёшь?
- Вот так! (Руками изображаем движения пловца)
Как бежишь?
- Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)
Вдаль глядишь?
- Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)
Машешь вслед?
- Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)
Ночью спишь?
- Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)
А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)
Дети: (повторяют за логопедом движения).
12. Упражнение «Составь предложение правильно».
Буратино: Составлял я тут предложения, да не знаю, как правильно в них слова расположить. Голова-то у меня деревянная. Помогите мне, ребята. Расставьте слова так, чтобы получилось правильное предложение.
• Луг растёт на ромашка.
• Окошко сидит у кошка.
• Трава в жук жужжит.
• Под жаба сидит камыш.
Дети: (составляют предложения правильно)
13. Этап закрепления.
А) Отгадывание загадок:
Буратино: Молодцы, ребята, всё правильно составили, я всё понял. А вот чего я совсем не умею – так это отгадывать загадки. А вы умеете?
Дети: Умеем!
Буратино: Тогда вот мои загадки. Но надо не только отгадать, а назвать тот звук, который спрятался в отгадке – звук [ш] или [ж] :
Ползун ползёт,
Иголки везёт
Дети: (ёжик). Звук [ж].
Серенький шарик
Под полом шарит
Дети: (мышка). Звук [ш].
Ночью не спит,
Мышей сторожит
Дети: (кошка). Звук [ш].
Всех детишек я бужу,
Хоть часов не завожу:
Ку-ка-ре-ку!
Дети: (петушок). Звук [ш].
Б) Складывание пазлов со звуками [ш] и [ж] :
Буратино: Ребята, какие вы молодцы. Как хорошо запомнили! Еще я вам принёс лукошко с красивыми картинками, да они у меня в лукошки перемешались. Кому из вас дам по картинке – тот произносит вслух слово с картинки и несёт к нужной букве – букве Ш или Ж.
Дети: (кладут пазлы, называют слова, складывают целую картинку).
Буратино: Спасибо вам, ребята, во всём мне помогли. А теперь пора мне в свой кукольный театр возвращаться… До свидания!
Дети: До свидания!
14. Итог занятия :
Логопед: Дети, какие звуки мы сегодня вспоминали?
Дети: Звуки [ш] и [ж].
Логопед: Какой звук звонкий?
Дети: Звук [ж].
Логопед: Какой звук глухой?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Хорошо. Домашнее задание будет таким:
девочки возьмут со стола картинки со звуком [ж], а мальчики – картинки со звуком [ш]. Картинки надо дома раскрасить, а потом наклеить в свою тетрадочку.
Занятие окончено.