МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»

Алёна Андреева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация звуков [ж] – [ш]

Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].

Задачи:

• закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж], [ш];

• закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;

• учить дифференцировать звуки [ж] - [ш] : (звонкий – глухой)

• закрепить правильное различение на письме букв Ж, Ш;

• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах

• развивать мелкую моторику (пальцы и кисти рук);

• развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.

Оборудование:

• карточки лото

• мягкие игрушки – гусь, жук

• лукошко

• 2 картонных домика с нарисованными буквами Ж и Ш

• карандаши по числу детей

• вязаная кукла би-ба-бо «Буратино»

• маленький мячик

• пазлы с буквами Ж и Ш

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Сейчас тот, на кого я укажу, придумывает слово со звуком [ш], говорит нам его вслух и садится на своё место (часть детей придумывает слова со звуком [ш] и садится за парту).

Дети: шапка, кошка, шуба, каша, шумит, камыш и т. п.

Логопед: А сейчас остальные, на кого укажу, придумывают слова со звуком [ж], произносят его вслух и садятся на своё место.

Дети: жук, журавль, кожура, пожар, морж, сажа и т. п.

Логопед. Хорошо. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?

Дети: Звуки [ж] и [ш].

Логопед: Правильно.

2. Игра «Найди домик для звука»

Логопед: Перед вами два домика. В одном домике живёт звук [ж] и на домике нарисована его буква – Ж. А в другом домике догадались, какой звук живёт?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Правильно, как вы догадались?

Дети: На домике написана буква Ш.

Логопед: Хорошо. Сейчас я раздам вам карточки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой домик. По одному подходите к домику, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть карточку в окошко, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли домик для звука.

Дети: (кладут карточки в окошко и вслух называют слова).

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам произносить звуки [ж] и [ш], сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок)

«Забор»

«Окно»

«Лопата»

«Чашечка»

«Маляр»

Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики)

4. Упражнение на различение звонкого и глухого звука

Логопед: А теперь посмотрите – кто к нам в гости пришёл?

Дети: Гусь и жук.

Логопед: Верно. Послушайте, как шипит гусь и повторите за ним:

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Дети: (повторяют).

Логопед: А теперь послушаем песенку жука:

ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Логопед: Положите руку себе на горлышко и почувствуйте, когда у вас горлышко дрожит – когда вы произносите звук [ж] или звук [ш]? Слушаем своё горлышко.

Дети: ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж. Горлышко дрожит, когда мы произносит звук [ж].

Логопед: Правильно. Вспомним наш стишок:

Если горлышко дрожит –

Значит, звонкий звук бежит.

Какой звук звонкий?

Дети: Звонкий звук [ж].

Логопед: А как мы назовём другой звук? Вспомним, как называется звук незвонкий?

Дети: Такой звук называется «глухой».

Логопед. Верно, звук [ш] – глухой.

5. Упражнение на выделение заданного звука из ряда других звуков. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас я назову звуки, а вы звонко хлопните в ладоши, если услышите звонкий звук [ж]. А если услышите глухой звук [ш] – закройте ушки руками:

ж – ш – ч – п – т – ш – щ – т – ж – з – с – ж – к – ш – ж – п –ш – ц – ж.

Дети: (выполняют задание логопеда).

Логопед: Молодцы.

6. Упражнение на развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

Логопед: Ребята, я каждому положу на стол карандашик. Вы должны наклониться к столу и так сильно подуть на карандашик, чтобы он покатился по столу (прокатить 3 раза)

.

7. Закрепление дифференциации звуков [ж] и [ш] в слогах. Работа над просодикой (модуляции и сила голоса, интонация) .

Логопед: Гусь и жук разговаривают. Гусь спрашивает, а жук отвечает. Слушайте внимательно и повторяйте также:

Гусь: Жук:

Ша-жа-ша? (вопросит. интонация) Ша-жа-ша. (утвердит. интонация)

Шо-жо-шо? Шо-жо-шо.

Шу-жу-шу? Шу-жу-шу.

Ши-жи-ши? Ши-жи-ши.

Шэ-жэ-шэ? Шэ-жэ-шэ.

Дети: (повторяют за логопедом с нужной интонацией).

Логопед: А теперь жук сердится, а гусь его успокаивает:

Жук: Гусь:

Аж-аш-аж! (громко) Аж-аш-аж… (тихо)

Ож-ош-ож! Ож-ош-ож…

Уж-уш-уж! Уж-уш-уж…

Иж-иш-иж! Иж-иш-иж…

Эж-эш-эж! Эж-эш-эж…

8. Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.

Логопед: Я буду подходить к вам и называть какое-нибудь слово. А вы должны внимательно послушать и изменить первый звук этого слова на [ш] или [ж]. Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.

Шить – жить

Шаль - жаль

Шалость - жалость

Жарить – шарить

Жутко - шутка

Жар – шар

Жесть – шесть.

Луша – лужа

Саша - сажа

Тушить - тужить

Кружить - крушить

Сужу - сушу

Мажет – машет

9. Игра «Добавь слог» (с мячиком).

Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в полукруг. Я буду кидать каждому мячик и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши». Будьте внимательны:

камы-ши

лы-жи

шала-ши

гара-жи

клави-ши

е-жи

эта-жи

ланды-ши

мы-ши

лу-жи

кры-ши

но-жи

малы-ши

мор-жи

у-жи, у-ши

10. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в предложениях (потешки) :

Логопед: Садитесь, ребята, за столики, и догадайтесь, кто пришёл нас позабавить-потешить? Отгадайте про него загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это?

Дети: Буратино!

Логопед: Отгадали! (надевает на руку вязаную куклу би-ба-бо «Буратино»)

Буратино: Здр-р-р-авствуйте, др-р-р-узья! Принёс я вам потешки. Посмотрю-ка я сейчас, как вы хорошо и чётко их проговаривать будете. Повторите-ка за мной:

• Ша-ша-ша - наша Маша хороша

• Жа-жа-жа - увидели ежа

• Шо-шо-шо - Глаша пишет хорошо

• Жо-жо-жо – на улице свежо

• Шу-шу-шу - Саша кушает лапшу

• Жу-жу-жу – делим мы межу

• Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши

• Жи-жи-жи – точим мы ножи

• Ше-ше-ше – шепчет Паша в шалаше

• Же-же-же – иголки на еже

11. Физминутка:

Буратино: Отдохнём немножко и сделаем со мной вместе упражнения. Встаньте со своих стульчиков. Повторяйте за мной движения:

Как живёшь?

Как живёшь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)

А плывёшь?

- Вот так! (Руками изображаем движения пловца)

Как бежишь?

- Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)

Машешь вслед?

- Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)

А шалишь?

- Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)

Дети: (повторяют за логопедом движения).

12. Упражнение «Составь предложение правильно».

Буратино: Составлял я тут предложения, да не знаю, как правильно в них слова расположить. Голова-то у меня деревянная. Помогите мне, ребята. Расставьте слова так, чтобы получилось правильное предложение.

• Луг растёт на ромашка.

• Окошко сидит у кошка.

• Трава в жук жужжит.

• Под жаба сидит камыш.

Дети: (составляют предложения правильно)

13. Этап закрепления.

А) Отгадывание загадок:

Буратино: Молодцы, ребята, всё правильно составили, я всё понял. А вот чего я совсем не умею – так это отгадывать загадки. А вы умеете?

Дети: Умеем!

Буратино: Тогда вот мои загадки. Но надо не только отгадать, а назвать тот звук, который спрятался в отгадке – звук [ш] или [ж] :

Ползун ползёт,

Иголки везёт

Дети: (ёжик). Звук [ж].

Серенький шарик

Под полом шарит

Дети: (мышка). Звук [ш].

Ночью не спит,

Мышей сторожит

Дети: (кошка). Звук [ш].

Всех детишек я бужу,

Хоть часов не завожу:

Ку-ка-ре-ку!

Дети: (петушок). Звук [ш].

Б) Складывание пазлов со звуками [ш] и [ж] :

Буратино: Ребята, какие вы молодцы. Как хорошо запомнили! Еще я вам принёс лукошко с красивыми картинками, да они у меня в лукошки перемешались. Кому из вас дам по картинке – тот произносит вслух слово с картинки и несёт к нужной букве – букве Ш или Ж.

Дети: (кладут пазлы, называют слова, складывают целую картинку).

Буратино: Спасибо вам, ребята, во всём мне помогли. А теперь пора мне в свой кукольный театр возвращаться… До свидания!

Дети: До свидания!

14. Итог занятия :

Логопед: Дети, какие звуки мы сегодня вспоминали?

Дети: Звуки [ш] и [ж].

Логопед: Какой звук звонкий?

Дети: Звук [ж].

Логопед: Какой звук глухой?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Хорошо. Домашнее задание будет таким:

девочки возьмут со стола картинки со звуком [ж], а мальчики – картинки со звуком [ш]. Картинки надо дома раскрасить, а потом наклеить в свою тетрадочку.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: - развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; - развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, - развивать фонематический.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л - ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]» Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ». Программное содержание: Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 21:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД