Наталья Ахралович
Конспект занятия «Дифференциация [Ш] — [Ж] в словах, предложениях»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах, предложениях»
Цель: Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно— образовательные:
— Уточнение артикуляции звуков (Ш, (Ж);
- Закрепление правильного произношения звуков (Ш, (Ж);
- Совершенствование грамматического стоя речи, формирование навыка
словоизменения и словообразования;
-
Коррекционно-развивающие:
— совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [Ш] — [Ж] в словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
анализа слов;
_ развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
— закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
— улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
Коррекционно— воспитательные:
— воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания
помогать другим
Здравствуйте ребята! Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки и поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном края – всех я вас приветствую!
Ребята, у всех хорошее настроение, все готовы работать? Значит, можем начинать занятие. Вы любите отгадывать загадки? Будьте внимательны
Звук "Ш"
Голове зимою зябко.
Пригодится в стужу. (шапка) Назовите первый звук в слове отгадке.
Форма школьная у Оли.
Ей пора учиться в. (школе)
Во дворе у детворы
Разноцветные. (шары)
Звук "Ж"
Перерос он даже шкаф,
Потому что он. (жираф)
На дубу, среди ветвей,
Видно много. (желудей)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Итак, ребята, какие звуки вы услышали в начале слов-отгадок?
Верно, звуки Ш,Ж. Вы уже догадались о каких звуках мы будем сегодня говорить? На прошедшей неделе мы говорили отдельно о звуке Ш и о звуке Ж. А если их два, то что с ними можно сделать, как вы считаете? Верно, раз этих звуков несколько, значит, мы можем их сравнить. Сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки Ш-Ж.
Тема нашего занятия «Дифференциация звуков Ш,Ж»
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш,Ж.
Повторим артикуляцию звуков Ш, Ж, дадим характеристику этих звуков.
Выясним, чем похожи эти звуки и в чем их отличие.
Научимся различать звуки в слогах и словах.
Будем учиться изменять слова, заменяя один звук на другой
Выясним, какое слово в цепочки слов лишнее.
Вспомним отличие звука от буквы, как называются буквы обозначающие звук Ш, Ж.
Вспомним, как правильно определить количество слогов и звуков в слове и каждый из вас выполнит звуковой анализ слова.
Сегодня на занятии вы будете работать в паре и самостоятельно.
А для того, чтобы у нас все получилось, есть определенные правила. На занятии нужно сидеть правильно, внимательно слушать Наталью Александровну и ребят, не разговаривать, четко выполнять задания и, если хочешь ответить или задать вопрос, нужно поднять руку.
-Ребята, самое важное правило
«Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в труде. Громко, четко говорим, никуда мы не спешим»
Наш друг Звуковичок из компьютерной игры попал в беду. Злой волшебник заковал его в башню за восьмью замками, для того чтобы Звуковичок не мог помогать нам в играх со звуками. Чтобы он вернулся к нам, нужно выполнить трудные задания. Вы хотите помочь Звуковичку?
Вам нужно выполнить задания, они здесь в электронном письме, за каждое выполненное задание каждый из вас получит ключ, ключи необычные, на каждом ключе буква из которых в конце занятия можно будет собрать кодовое слово, при вводе которого будет открыт электронный замок от ворот замка. У каждого из вас к концу занятия должно оказаться семь ключей, Итак, постараетесь? Тогда, за дело!
ЗАДАНИЕ 1. «Назови отличие».
Ребята, задание первое, нужно назвать эти звуки, рассказать артикуляцию и объяснить, чем они похожи и чем отличаются. Мне кажется это очень просто, верно?
Характеристика звуков:
Звук «Ш». Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "Чашечку». При произнесении звука «Ш» голосовые связки отдыхают, горло не вибрирует (голоса нет). Значит звук «Ш» - глухой согласный. Всегда твердый. Обозначается букой «ША»
Звук «Ж». Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "Чашечку». При произнесении звука «Ж» голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Значит звук «Ж» - звонкий согласный. Обозначается буквой «ЖЭ» Итак. Оба этих звука согласные, всегда твердые, но один из них глухой, а другой звонкий.
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДАНИЕ 2. «Будь внимательным».
- Если в слове слышишь звук [Ш] - хлопаешь в ладошки. Если в слове слышишь звук [Ж] – топни ногой. А теперь в слоге, в словах : шуба, шайба, ежик, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, шмель, дождик.
Я задавала домашнее задание. Напомните. Придумать три слова в которых есть звук Ж и три слова со звуком Ж.
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДЕНИЕ 3. Упр. «Определи звук в слове»
Выполняем задание по карточке. Вам нужно назвать слово. Определить какой звук ш или ж находится в нем, и провести линию от буквы к слову. Определите количество слогов в каждом слове.
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДАНИЕ 4. «Доскажи словечко» добавь слог ши или жи.
Мы., лы., . на, у. н, пи., . раф.
Клави., поло., ма. нист, лу. ца, ма. на,. летка.
Теперь добавь слог ШОК или ЖОК.
Мешок, творожок, пу, пры, лу, пиро, утю, лапу, сапо, сне, пету, сти, кру, фла… .
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДАНИЕ 5. «Измени словечко» (упр с мячем)
Услышав слово, вам нужно звук «Ш» в этом слове изменить на звук «Ж».
шить-жить, шутка-жутко
шаль-жаль, уши – ужи
шалить-жалить шар-жар
шесть-жесть
Луша-лужа
житьё-шитье
жито-шито
лежа-Леша
мажут-машут
наживка-нашивка
жар – шар
Задание выполнено, можно взять ключ.
Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту).
Низко -низко наклоняюсь.
ЗАДАНИЕ 6. «Четвертый лишний». Я называю ряд слов каждому из вас нужно определить, какое слово лишнее и почему.
Шаг, жар, шах, шар.
Жаба, жало, шаль, жара.
Лужа, кожа, душа, сажа.
Шайба, шахта, шапка, жакет.
Лошадь, баклажан, кашалот, лягушата.
Жадина, шампунь, шахматы, шампиньон
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДАНИЕ 7.
Ребята давайте вспомним. Что такое звук? Что такое буква? Какими буквами обозначаются звуки Ш, Ж. ША и ЖЭ. Следующее задание нужно кусочком пластилина замазать соты Жене с буквой ЖЭ, Максиму с буквой ША.
Задание выполнено, можно взять ключ.
ЗАДАНИЕ 7. «Звуковой анализ»
Ребята, вот и последнее задании, вам необходимо провести звуковой анализ слов.
Напоминаю, нужно определить количество слогов в слове. Далее, определить, сколько звуков в каждом слоге.
Итак, сколько слогов в слове? Назови гласные звуки?
Сколько звуков в первом слоге. Сколько твердых согласных, мягких согласных.
Задание выполнено, можно взять ключ.
Вот ребята, какой сложный путь мы сегодня прошли, выполнили все задания. Какие задания вы сегодня выполнили? Что научились делать? (Вспоминаем с опорой на ступеньки на доске). Давайте попытаемся собрать кодовое слово. Дети собирают слово «МОЛОДЕЦ!»